Тарифы отрегулированы и запущены
С июля вся Россия начала жить по новым, снова подросшим жилищно-коммунальным расценкам, так как повысились тарифы на природный газ и электроэнергию, от которых все, собственно, и «танцуют». При традиционных ежегодных повышениях всегда бывает масса вопросов, а нынче тем более. Граждане интересуются: «Повышение перенесли на середину года в связи с прошедшими президентскими выборами? Почему наметили двухэтапное повышение, не лучше ли было сразу? Как высчитываются проценты роста?» Поставить точки над i мы попросили руководителя Госслужбы ЧР по конкурентной политике и тарифам Альбину Егорову.
– Скажу сразу, что с выборами тут ничего не связано. Было поручение правительства РФ, чтобы тарифы повышались не с первого января, а с первого июля. В дальнейшем они также будут формироваться с середины года. Дано поручение Федеральной службе по тарифам внести поправку в законодательство. Это выгодно прежде всего гражданам. Повышение тарифов с начала года и за один раз нагнетает инфляционную напряженность, что ведет к повышению стоимости всех товаров. А сейчас мы видим иную картину: многие товары совсем не выросли в цене за первое полугодие.
– Ну так к концу года хорошо вырастут, Альбина Егоровна.
– Не думаю, потому что для регулирования тарифов существует соответствующее правительственное поручение и утвержденный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012–2014 годы. Что касается регулируемых государством тарифов на коммунальные услуги, то на первом этапе, с июля, меняются тарифы на электроэнергию и природный газ. С июля и сентября – на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение.
Руководствуясь поручением правительства РФ и Посланием Президента Чувашской Республики Госсовету ЧР на 2012 год, ограничивающими рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги 10,4 процента при наличии центрального отопления и 15 процентами там, где газовое, а также спускаемыми Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) предельными индексами роста тарифов по теплу и воде, мы вышли на довольно низкие тарифы.
С июля цена на электрическую энергию повысилась для городского населения на 5,3 проц., для сельских жителей – на 4,8 проц., а в среднем за 2012 год по сравнению с предыдущим годом – на 2,6 проц. По газу с 1 июля рост на 15 проц., в среднем за год – на 10,4 проц. С июля тариф на теплоснабжение в среднем по республике изменится на 5,5 проц., с сентября – на 3,3 проц., а в среднем по году – на 4,6. Водоснабжение и водоотведение с июля повысятся на 4,7 проц., с сентября – на 4 проц., в среднем по году – на 4,3 проц. Таким образом, по факту все получилось ниже, чем установила ФСТ для Чувашии, и не выше 10,4 проц., записанных в Послании Президента.
– Сложно было согласовывать тарифы с ресурсоснабжающими организациями, ведь они, конечно, всячески старались протолкнуть свои расчеты?
– Совершенно правильно. Заявки ресурсоснабжающих предприятий всегда намного выше. Но, рассматривая их, тарифная служба старается соблюсти баланс: чтобы наши предприятия нормально существовали при новых тарифах и чтобы наши потребители не сильно почувствовали их повышение. При нынешнем регулировании экономический эффект составил 3,6 млрд. руб., то есть на такую сумму мы снизили требования ресурсоснабжающих организаций.
– Это хорошо. Но в реальности, не секрет, монополисты всячески стремятся получить ту прибыль, которую они себе запланировали. Например, когда ресурсоснабжающая организация переводит гигакалории в кубические метры для подсчета собственных затрат по горячему водоснабжению (что постоянно происходит при двухтрубной системе, при которой по одной трубе горячая вода поступает и в водопровод, и в батареи, а по другой течет «обратка»), так вот в этом случае возникает коллизия. Фактическая температура теплоносителя (70–110о С) оказывается гораздо выше той, что установила ресурсоснабжающая организация для горячего водоснабжения (51о С). В результате разница в 20–60 градусов ложится на жильцов в виде доплат за отопление. Нельзя ли с помощью тарифов отрегулировать эту несправедливость?
– Вопрос очень больной. Но сегодня на уровне правительства РФ есть проект постановления об основах ценообразования в теплоснабжении, где конкретно указывается теплоноситель в виде горячей воды или пара и описывается методика установления цены на определенный вид услуг. Да, сегодня прослеживается некоторое баловство, можно сказать, со стороны ресурсоснабжающих организаций в связи с пробелами в законодательстве.
Но ведь и управляющие компании не должны сразу все принимать к оплате, они должны влиять на ресурсоснабжающие предприятия, хотя им это, конечно, не очень легко. А главное – есть Госжилинспекция, которая непосредственно должна контролировать размеры предъявляемых платежей за жилищно-коммунальные услуги и активно вмешиваться в процесс. Ведь наша служба – регулятор тарифов, а жилищная инспекция должна следить за размерами платежей.
– Практика показывает, что не всегда в управляющих компаниях сидят профессионалы. Подчас это не совсем честные дилетанты, которым грамотные жильцы пытаются разъяснить законы.
– Да, бывает… Пользуясь случаем, хочу сказать, что к нам часто обращаются граждане, пытающиеся разобраться, что за цифра стоит в квитанциях в строке «отопление». Указано, что это тариф в расчете на один квадратный метр, хотя в действительности – никакой не тариф, а размер платежа за один квадратный метр. Его выводят сами управляющие компании на основе действующего тарифа на одну гигакалорию.
Путаница скоро закончится, так как Минрегионразвития рекомендует с сентября всем регионам работать по единому образцу платежного документа. В этой квитанции должна указываться цена одной гигакалории тепла, объем потребления тепла в жилом помещении и третьей строкой – расход тепла на общедомовые нужды. Конечно, при этом должны быть приборы учета.
– Но ведь некоторые депутаты Госдумы сейчас поднимают вопрос о нецелесообразности повальной установки счетчиков. Населению это обойдется в копеечку при том, что велики потери на всем пути теплоносителя – и в зоне ответственности ресурсоснабжающих организаций, и в зоне ответственности управляющих компаний.
– Знаете, все предприятия ЖКХ должны разрабатывать программы энергосбережения, чтобы минимизировать влияние потерь на рост тарифов. Но пока это делают не все, и поэтому потери на некоторых предприятиях бывают очень большие.
С прошлого года наша служба постаралась записать в постановлении Кабинета Министров такой пункт: если в коммунальных тарифах на уровне муниципалитета предусматриваются средства на ремонт, то от местного самоуправления во время формирования тарифов к нам в службу должны направляться сметы на выполнение тех или иных мероприятий (ремонт котельных, теплосетей). А раз муниципалитет обоснованно планирует ремонтные работы, то мы теперь вправе требовать от него уже акты выполненных работ с проверкой на местах. По первому кварталу нынешнего года проверку провели все 26 районов и городов республики. Дольше всех ждали отчета из администрации города Чебоксары.
– Коль уж мы перешли к тарифной структуре, скажите, какую долю в тарифе на холодную воду занимает инвестиционная составляющая, направленная на повышение качества водоснабжения? В свете программы по снабжению населения чистой питьевой водой это интересно.
– В республике вот уже несколько лет реализуются инвестиционные программы для повышения качества услуг холодного водоснабжения, которые включают как реконструкцию водоводов, так и мероприятия по переходу на новые технологии очистки воды. Удельный вес инвестиционной составляющей на эти цели в тарифах невелик, в среднем на 2012 год – 2,4 проц., в том числе для потребителей города Чебоксары – 1,5 проц., Новочебоксарска – 4,8 проц. Размер инвестиционной составляющей зависит от стоимости мероприятий, предусмотренных в инвестиционных программах и утверждаемых Собраниями депутатов муниципальных образований.
Что касается затрат на реагенты, которые очищают воду и делают ее пригодной для употребления в пищу, то в тарифах на холодную воду они занимают у нас в среднем 5,3 проц. Для сравнения: на новочебоксарском МУП «Водоканал» – 10,6 проц., в чебоксарском ОАО «Водоканал» – 6,7. В Шумерле на очистку воды тратится 5,7 проц. от тарифа, в Алатыре – 4,2, в Вурнарах – 2,2 проц.
– От чего зависит такой разброс?
– Он является следствием применения различных технологий по очистке, стоимости применяемых реагентов, а также удельного веса других затрат, включенных в тариф.
– Спасибо за разъяснения, Альбина Егоровна.