Коммуналка поднимает планку
Есть такая отрасль, которой впору заниматься всем: мужчинам и женщинам, работающим и пенсионерам, академикам-теоретикам и мастерам-золотые руки. Станьте в этой сфере специалистами, а еще лучше — экспертами, и вы будете всегда точно знать, сколько рублей платите и за что конкретно. Даже бухгалтерское образование не научит так хорошо считать деньги, как может вынудить ЖКХ.
Если так дальше пойдет (а переплачивать никто не хочет), то для населения надо будет открывать школы хозяйствования, курсы домовладения и тому подобное. Мы всей страной дружно уйдем в бессрочный отпуск и станем осваивать все тонкости и хитросплетения самой мудрёной отрасли — ЖКХ.
Как ни считай — с калькулятором или без, главный вопрос все равно останется на повестке дня: где деньги? Управляющие компании тут же задают этот вопрос жильцам персонально, стоит только задержаться с оплатой коммунальных услуг. А вот обратный процесс намного сложнее. Далеко не все горожане, чья платежка из года в год понемногу «тяжелеет», видят ощутимые изменения у себя в доме. Как распределяются собранные средства, не имеет ли сама УК долгов — и не в две-три тысячи, а гораздо больше? На портале ЖКХ Чувашии, к примеру, прошла информация, что в столице Чувашии вдруг решили реорганизоваться три управляющие компании («Жилищник», «Жилкомсервис» и «Заволжье»), немало задолжавшие за тепло и горячую воду ресурсоснабжающей организации. На пресс-конференции в Мининформполитики журналисты не обошли вниманием этот вопрос. На что заместитель руководителя Госжилинспекции республики Эдуард Кошкин ответил, что жильцам не стоит спешить с подписанием новых договоров, пока ситуация не прояснится.
Сейчас все с волнением ждут новых квитанций по оплате ЖКУ — насколько изменятся там цифры? Как пояснила заместитель руководителя республиканской службы по тарифам Роза Лебедева, с первого июля тарифы на электроэнергию выросли в среднем на 5,3%, а на природный газ — на 15%, и больше в этом году никаких увеличений не будет. А вот что касается отопления, водоснабжения и водоотведения, то июльское повышение — не последнее, еще одно запланировано с 1 сентября. В целом же рост платежей за коммунальные услуги не должен превышать 10,4% в домах с централизованным отоплением. Это если платить по нормативу, а если есть индивидуальные счетчики, то, естественно, учтут их показания.
Впрочем, не за горами и пересмотр самих нормативов. С 1 сентября в стране вступят в силу правила предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года). Кабинет Министров республики сейчас плотно работает над нормативами потребления, которые будут определяться несколько иначе. В частности, станут учитывать степень благоустройства дома. И за отопление будем платить только по факту, то есть зимой, а не все 12 месяцев. По словам заместителя руководителя Госжилинспекции Чувашии Эдуарда Кошкина, это ведомство уже сейчас разъясняет управляющим компаниям и ТСЖ предстоящие нововведения.
Повышение цен совпадет с началом отопительного сезона, и этот этап обслуживающим организациям нужно пройти четко, без ошибок, чтобы не обострять ситуацию.
А недовольство среди жильцов, увы, не редкость. На пресс-конференции журналисты привели несколько примеров. В одной из УК паспортистка и бухгалтер — в одном лице. Два дня в неделю женщина трудится по одному профилю, два — по другому. И если жилец не рассчитал и пришел не вовремя, то он получает весьма абсурдный ответ: «Я квартплату вашу не приму — я сегодня паспортисткой работаю». Казусы случаются и при ЧП. Прорвало трубу в одной из квартир, вода затопила даже подъезд. Воды по колено, а сантехника не доищутся — выходной. Аварийка же в подвал попасть не может: тот же сантехник замков больших на дверь понавесил, в подвале у него ценное оборудование — то ли токарный станок, то ли сварочный аппарат.
На пресс-конференции прозвучало предложение обязать руководителей управляющих компаний обнародовать свои доходы. Чиновники ответили, что это невозможно, сославшись на федеральный закон о персональных данных, но совет многоквартирного дома (такие объединения собственников сейчас формируются) вполне может запросить информацию по своему зданию: сколько денег от сборов идет на оплату труда обслуживающего персонала.
Плата за содержание и ремонт жилья тоже увеличилась. Как уточнила директор городского управления жилфондом Олимпиада Епифанова, в Чебоксарах большинство УК и ТСЖ повысили тарифы по этим статьям в среднем на 6%. На прежнем уровне оставила их лишь одна управляющая компания, а вот два жилищных предприятия утяжелили пункты по ремонту жилья на 50 с лишним процентов. Уточним: сколько платить за содержание жилья, решают собственники квартир на общем собрании, учитывая предложения своей обслуживающей организации. Все протоколы собраний разместят в Интернете, на портале ЖКХ
www.jkh.cap.ru.
А что делать тем, в чьих домах до первого июля так и не появились ОДПУ (общедомовые приборы учета), поинтересовались журналисты. В таком случае ресурсоснабжающие организации установят их сами, а расходы затем взыщут с собственников. В столице Чувашии ОДПУ электроэнергии, горячей воды оснащены все дома, приборами учета отопления — 65%, холодной воды — 51%. А как быть с перетопами? Процесс пошел, заверили пишущую братию, автоматические регуляторы уже стали применять даже не в новых домах. Не проблема и двухтарифные счетчики — было бы согласие всех жильцов дома на их установку.
Недавно увидела по телевизору сюжет про пенсионера, который вплотную изучает жилищное законодательство и свои платежки. А потом выигрывает суды. Спору нет, ЖКХ — сфера интересная, долго и упорно реформируемая. Но от жильцов она стала требовать не только денег, но и личного участия. А ведь есть еще работа, семья, увлечения — да мало ли что? Не в каждом доме найдется инициативный товарищ с массой свободного времени. Может, собственникам проще скинуться и нанять специалиста, который бы вел «домовые дела»? Потому что контроль — это тоже отдельная и серьезная работа.