Собственники решили
Выходя на пенсию, Галина Александрова и Владимир Пономаренко и не предполагали, что в своем почтенном возрасте станут соучредителями фирмы, работающей в сфере ЖКХ. Отказаться от тихого времяпрепровождения на лавочках у подъездов их заставила деятельность управляющей компании.
К обслуживанию домов в микрорайоне «Завокзальный» (пр. Мира, ул. Хевешская, Эгерский бульвар) ООО «Деон» приступило в 2010 году. Вскоре жителей постигло разочарование. Вопрос «В чьих карманах оседают наши деньги?» стал одним из главных. Активисты, среди них Александрова и Пономаренко (тогда председатели домовых комитетов по пр. Мира, 23 и по ул. Хевешской, 19), скрупулезно разбирались в финансовой деятельности ООО «Деон» и заподозрили нецелевое использование средств, собранных по статье «содержание и текущий ремонт». В результате на общих собраниях собственников, прошедших с января по май 2012 года, были приняты решения о переходе 48 домов под крыло другой управляющей компании.
— Сначала долго добивались от жилищников полного, с расшифровками всех затрат, отчета за 2010 год, — рассказывает Галина Константиновна. — Получив данные в мае 2011-го, принялись их проверять, пересчитывать. Выяснилось, например, что в тариф на содержание и текущий ремонт домов был заложен один объем работ, а на деле выполнялся меньший. Акты приемки выполненных работ подписывались только представителем руководства «Деон», без привлечения домкомов. Увидели убытки, затраты на управленческие расходы и дебиторскую задолженность — эти цифры нас насторожили. Не удовлетворяло и качество работы жилищников.
— Первоначально у ООО «Деон» был договор с подрядной организацией ООО «Ин Тех СПА», — вводит в курс дела Владимир Пономаренко. — Сметы на выполнение работ по текущему ремонту составлялись без согласования с нами, с собственниками. Мы оплачивали выполненные работы по стоимости, рассчитанной ООО «Деон», а с подрядчиком расчеты производились по меньшим ценам. По работам по содержанию жилья схема оплаты такая же. Куда уходила эта разница?
Домкомы также возмутило, что ООО «Деон», не поставив в известность собственников жилых помещений, решило создать новую фирму ООО УК «Деон». Казалось бы, ничего страшного — только две буквы прибавились. На самом деле это новый расчетный счет, ИНН и т. д. Преобразование произошло в начале декабря 2010 года. Бдительные горожане обратились в прокуратуру, инициировали проверку. Жилищники оправдались — новое ООО создано для перехода на упрощенную систему налогообложения. Мол, это уменьшит стоимость выполненных работ и принесет выгоду жильцам.
— Для перехода на упрощенную систему достаточно заявления в налоговую, — считает Александрова.
В конце концов, выбор собственников пал на ООО «УК ЖКХ «Инженер». Фирма являлась подрядчиком у ООО УК «Деон», и ее работники были жильцам хорошо знакомы. Кроме того, она уже имела статус управляющей компании. И самое главное — учредители приняли условия собственников жилых помещений: согласились включить в состав соучредителей двух их представителей (Александрову и Пономаренко) и открыть на каждый дом отдельный лицевой счет. Так проще контролировать расходы и выбор подрядных организаций для выполнения специализированных ремонтных работ. «Чтобы не было никаких откатов!» — говорят соучредители.
Однако разорвать узы неугодного управления оказалось не так-то просто. «ЧН» уже сообщали о том, что, сменив управляющую компанию, жители 48 домов микрорайона «Завокзальный» создали в Чебоксарах прецедент. Теперь их должно обслуживать ООО «УК ЖКХ «Инженер», а не ООО УК «Деон», как раньше. Однако в октябре к горожанам пришли квитанции по квартплате от обеих компаний, люди забили тревогу. Стороны попыталась рассудить администрация Ленинского района: раз «Инженер» заключил договора с ресурсоснабжающими организациями с 1 октября, значит, в дальнейшем «отколовшиеся» от «Деона» дома должны работать с «Инженером». МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары» призвало стороны сесть за стол переговоров, создать разделительный баланс. Казалось бы, конфликт исчерпан. Но вот наступил ноябрь, и к горожанам вновь пришли «двойные» квитанции.
— Мы действовали в рамках Жилищного кодекса РФ. Легитимность подтверждена проверкой Государственной жилищной инспекции, — утверждают Александрова и Пономаренко. — ООО УК «Деон» было своевременно уведомлено о проведении общего собрания собственников по избранию новой управляющей компании. В августе в его адрес направлены уведомления о расторжении договоров управления и передачи в «Инженер» техдокументации и других документов. По состоянию на 1 октября заключены договора со всеми ресурсоснабжающими организациями. ООО УК «Деон» было выдано предписание о передаче бухгалтерской и технической документации в ООО «УК ЖКХ «Инженер» по акту приема-передачи.
По мнению директора управления жилфондом г. Чебоксары Олимпиады Епифановой, подобный прецедент стал возможным благодаря повышению юридической грамотности собственников жилых помещений. Сами собеседники «ЧН» говорят, что после создания советов многоквартирных домов у них появились реальные рычаги для контроля за работой жилищной организации.
Директор МБУ «Управление жилфондом г. Чебоксары» назвала те 48 домов, которые с 1 октября 2012 года обслуживаются не ООО УК «Деон», а ООО «УК ЖКХ «Инженер»:
— № 15, 15а, 17, 19, 21, 21а, 23, 23а, 23Б, 25, 29, 33, 64, 66, 68, 70, 72, 76, 82, 84, 90, 92, 94, 96, 100 по пр. Мира;
— № 1, 1/1, 3, 5, 11, 11/2, 15, 15/1, 19, 21, 23, 25, 29, 30, 31, 31а, 32, 35/17 по ул. Хевешской;
— № 5, 7, 9, 11, 13 по Эгерскому бульвару.