Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики подвела итоги работы за I квартал 2013 года
В I квартале 2013 года усилия Государственной жилищной инспекции Чувашской Республики (далее – Инспекция) были направлены на повышение качественных показателей при проведении государственного контроля за исполнением требований жилищного законодательства управляющими компаниями; соблюдением режимов и параметров предоставляемых ресурсоснабжающими организациями коммунальных ресурсов; законности принимаемых собственниками помещений решений, связанных с выбором управляющих компаний, созданием товариществ собственников жилья и их органов управления.
К особенностям отчетного периода относятся вопросы, связанные с введением с января 2013 г. двухкомпонентных тарифов на горячую воду и отсутствием прописанного нормами и правилами порядка их применения.
В рамках осуществления государственной политики по совершенствованию деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства за использованием и сохранностью жилищного фонда, предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг, раскрытием управляющими организациями информации, связанной с управлением многоквартирными домами Инспекцией за отчетный период проведено 600 плановых и внеплановых мероприятий по государственному контролю. Проверено техническое состояние жилых домов общей площадью 7956 тыс.кв.м. Выявлено 1221 нарушение требований жилищного законодательства, в том числе 683 нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, 179 нарушений правил пользования жилыми помещениями, 359 нарушений правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В I квартале 2013 года в адрес Инспекции поступило 1644 письменных обращений граждан, что в 1,8 раза или на 80% больше чем в аналогичном периоде 2012 года (915).
При этом в 50% (819) обращений затрагивались вопросы начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги. По поступившим обращениям проводились внеплановые мероприятия по контролю. В связи с отсутствием практической возможности проводить такие проверки в установленные сроки вследствие чрезмерно большого их количества, Инспекцией в соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки рассмотрения по 140 обращениям продлевались. Кроме этого, Инспекцией по запросам органов прокуратуры проведено 142 совместных проверки правильности начисления платежей и содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД).
С учетом важности поднимаемых населением вопросов относительно правильности начисления платежей за коммунальные услуги и неурегулированности отдельных вопросов проведено заседание Правительственной комиссии по разрешению спорных вопросов возникающих при применении платы за жилое помещение и коммунальные услуги и 3 рабочих совещания. В результате проделанной работы применение двухкомпонентных тарифов на горячую воду постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики отсрочено до 01.07.2013.
В связи с многочисленными обращениями граждан в государственные исполнительные и законодательные органы власти Чувашской Республики на неправомерное начисление управляющими компаниями платежей за коммунальные услуги, ненадлежащее исполнение ими договоров управления многоквартирными домами, для изучения ситуации в сфере ЖКХ республики Госсоветом Чувашской Республики, Общественной палатой Чувашской Республики созданы рабочие группы, в состав которых был включен и руководитель Инспекции.
Рабочей группой, сформированной при Общественной палате Чувашской Республики проверена ситуация, которая в последние годы сложилась между собственниками помещений МКД и управляющей компанией ООО «ПИК-1» г. Чебоксары. Рабочей группой, сформированной при Госсовете Чувашии, проведены встречи с представителями собственников помещений МКД, управляющих компаний, председателями территориальных органов общественного самоуправления городов Чебоксары и Новочебоксарска.
Инспекцией, с учетом важности имеющихся у населения вопросов, давались разъяснения, проводились брифинги, круглые столы, семинары-совещания, «прямые линии» по национальному радио и телевидению, встречи и консультации, приемы граждан.
В отчетном периоде завершены работы второго этапа модернизации государственной информационный системы «Интернет-портал жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики». Модернизация в части комплексного освещения взаимодействия ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций в разрезе МКД обеспечит гражданам, органам власти любого уровня доступ к целому спектру важной информации, в том числе финансовым отношениям между ресурсоснабжающими и управляющими многоквартирными домами организациями, которая позволит отслеживать:
* объемы потребления коммунальных ресурсов по каждому отдельно взятому дому и суммы, предъявляемые ресуроснабжающими организациями управляющим компаниям за полученные коммунальные ресурсы;
*суммы, начисляемые управляющими компаниями населению за коммунальные ресурсы; *суммы, оплачиваемые населением за коммунальные услуги;
*суммы, перечисляемые управляющими компаниями ресурсоснабжающим организациям от оплаченных населением платежей за коммунальные ресурсы.
Инспекция, как оператор данного портала, в настоящее время имеет практическую возможность своевременно выявлять и пресекать допускаемые управляющими компаниями нарушения порядка начисления платежей и, при необходимости, подключать для проведения совместных контрольно-надзорных мероприятий органы прокураты и МВД.
В отчетном периоде проводилась целенаправленная работа по контролю за обеспечением надлежащего теплоснабжения многоквартирных жилых домов в городах и других населенных пунктах. Системная работа со стороны Инспекции в этой части позволила улучшить качественные показатели предоставляемых населению коммунальных услуг по теплоснабжению. Количество обращений граждан по вопросам нарушения режимов и параметров предоставления коммунальных услуг по отоплению в сравнении с предыдущими годами сократилось. По выявленным нарушениям режимов и параметров предоставления коммунальных услуг Инспекцией населению сделан перерасчет по платежам за коммунальные услуги в сторону снижения на общую сумму 1359 тыс. рублей.
Инспекцией, в рамках требований, вытекающих из постановления Правительства РФ от 21.07.2008 №549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», в отчетном периоде совместно со специализированной организацией ОАО «Чувашсетьгаз» выявлены 76 нарушений правил безопасной эксплуатации внутридомового газового оборудования со стороны собственников помещений в многоквартирных домах. На предмет устранения выявленных нарушений выданы соответствующие предписания. В случаях неисполнения законных предписаний государственного контролирующего органа составлялись протоколы об административных правонарушениях по ст. 19.5 КоАП РФ.
В порядке реализации Федерального закона №261-ФЗ Инспекцией ведется мониторинг оснащения многоквартирных домов и жилых помещений приборами учета коммунальных ресурсов. В ходе проводимых плановых и внеплановых проверок управляющих компаний отслеживается исполнение и других требований, вытекающих из данного федерального закона.
В отчетном периоде собственниками помещений активизирована работа и по установке индивидуальных приборов учета потребления горячей воды.
В республике с привлечением специализированных учреждений проведено обследование 1133 из 6139 МКД, рекомендованных к обследованию на соответствие требованиям энергетической эффективности.
Вопросы исполнения требований законодательства об энергосбережении и обеспечении энергетической эффективности Инспекцией всегда активно обсуждаются при проводимых с населением, управляющими компаниями, ресурсоснабжающими оганизациями публичных мероприятиях. Участники жилищных отношений предупреждаются о наступлении с 01.07.2013 административной ответственности за нарушение сроков оснащения МКД и помещений в них приборами учета.
В рамках требований ст. 20 ЖК РФ в порядке осуществления функций государственного жилищного надзора Инспекцией в I квартале 2013 года проведено 73 документарных проверки.
Предметом надзора являлась проверка правомерности принятых на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме решений о создании товарищества собственников жилья, соответствия устава товарищества собственников жилья, внесённых в него изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерности избрания на общих собраниях членов товарищества собственников жилья, председателя правления товарищества собственников жилья и членов правления товарищества собственников жилья. Было проверено 53 ТСЖ и 20 управляющих компаний. В результате установлено, что 20% управляющих компаний не предоставлены уведомления о начале осуществления деятельности по управлению МКД.
Выявлены нарушения требований ст.45-48 ЖК РФ в части соблюдения процедур проведения общих собраний собственников помещений, порядка утверждения условий договоров управления МКД и их заключения.
Из 53 проверенных ТСЖ в семи случаях выявлены факты их создания с нарушениями требований части 1 ст. 136 ЖК РФ; в трех случаях в нарушение требований ЖК РФ одним МКД управляют два ТСЖ; двадцать семь ТСЖ имеют уставы, не отвечающие требованиям ЖК РФ, пять ТСЖ не ведут реестров членов ТСЖ, двенадцать ТСЖ ведут реестры своих членов в порядке, не отвечающем части 2 ст. 147 ЖК РФ. В пятнадцати ТСЖ правления осуществляют свою деятельность по истечении сроков полномочий без соответствующего продления этих сроков решениями общих собраний собственников помещений.
В ходе проведенных проверок выявлены случаи неисполнения отдельными ТСЖ законных предписаний государственного контролирующего органа на предмет приведения своих уставов в соответствие с требованиями жилищного законодательства.
По результатам проведенных мероприятий по контролю выдано 77 предписаний, подано три исковых заявления о ликвидации ТСЖ.
В целом за отчётный период выдано 710 предписаний на устранение выявленных нарушений, рассмотрено 94 дела о привлечении к административной ответственности с наложением штрафов на общую сумму 697.4 тыс. рублей.