Кто в доме хозяин
Очень часто в редакцию “Граней” обращаются новочебоксарцы за помощью в решении жилищно-коммунальных проблем. “Звоним, звоним в жэк, а все без толку”, — сетуют они. Сегодня мы расскажем, как действовать, чтобы добиться желаемого.
Что следует знать
Практически все, о чем пойдет далее речь, содержится в нормах Жилищного кодекса РФ или прописано в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Последние утверждены постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года.
Прежде всего следует знать, что всем, что находится в многоквартирном доме (МКД) вне вашей квартиры, от подвала и до крыши, собственники владеют сообща. Имущество так и называется — общей долевой собственностью.
К ней относятся, в частности, кровля, внутридомовые инженерные сети (водо-, тепло-, электро-, газоснабжение, канализация), лестницы с лестничными площадками и даже земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения (кустами и деревьями) и благоустройства (фонарями, детской площадкой, дорогой у дома).
Управляющая компания, с которой жилец заключил договор, по поручению собственников и за их деньги управляет домом, точнее, всем этим имуществом. Для этого нанимает одну или несколько специализированных организаций, которые вывозят мусор, убирают в подъездах, подметают тротуары, выполняют плотницкие и сантехнические работы. Иначе говоря, занимаются техническим обслуживанием. За это организации получают от УК часть средств, собранных с жильцов по статье “содержание жилья”.
Теперь, думаю, понятно, почему жаловаться исполнителям (то есть в жэк) часто бывает бессмысленно, если, конечно, жалоба не касается непосредственно качества выполненной работы. Не помыли вовремя пол в подъезде или не вывезли мусор? Обратитесь в УК. Там урежут зарплату за невыполненную надлежащим образом работу, и организация-исполнитель вынуждена будет исправиться.
Практика показывает, что при другой форме управления домом (ТСЖ или непосредственное), когда собственники напрямую платят нанятому сантехнику или дворнику, случаи брака в работе со стороны последних сводятся к минимуму.
Жить по средствам
Но что делать, если претензии и нарекания жильцов вызывают куда более серьезные проблемы? К примеру, зияющие выбоины придомовой дороги, не ремонтировавшиеся десятилетиями подъезды или протекающая кровля?
Прежде всего, все ремонтные работы выполняются на средства, собранные с жильцов по статье “ремонт жилья”. Суммы в результате собираются, как правило, небольшие. В среднем по городу тариф составляет 2,45 рубля за кв. м жилой площади.
К примеру, мой знакомый, проживающий в трехкомнатной квартире, в настоящее время вносит 164 рубля с копейками в месяц.
Тариф может быть и бóльшим, если такое решение примут собственники на общем собрании. Все деньги аккумулируются на лицевом счете дома.
Прежде чем писать жалобу, допустим, о состоянии дороги, на которой черт ногу сломит, узнайте у председателя совета дома: сколько денег на лицевом счете, какие работы по дому были выполнены в прошлом году и в какую сумму они обошлись, какие работы управляющая компания по результатам весеннего осмотра предлагает выполнить в этом году и сколько это будет стоить.
Такую информацию многие УК рассылают всем своим жильцам. Вполне вероятно, указанная дорога и сметная стоимость ее ремонта есть в перечне предлагаемых работ. Остается самая малость — убедить других собственников на общем собрании, что в первую очередь необходимо выполнить именно этот ремонт, а не другой.
Деньги с неба
Один председатель совета дома в Новочебоксарске очень негодовал, что управляющая компания ничего не делает в его пятиэтажке. Если судить по отчету УК за прошлый год, это было действительно так: никаких ремонтных работ за предыдущий год практически выполнено не было. Деньги жильцов просто копились на лицевом счете.
С учетом других поступлений (за аренду от магазина, расположенного на первом этаже) средств уже почти хватало на ремонт всех четырех подъездов, но упрямый председатель продолжал слать письма во все инстанции, вплоть до президента страны. В УК же на все запросы резонно отвечали, что для начала ремонтных работ им необходимо решение собрания собственников, то бишь хозяев дома. Таков закон.
Многие горожане спросят: так что, теперь все затраты по содержанию дома должны нести одни лишь жильцы? Увы, это почти так. Подспорьем может служить лишь какая-либо из федеральных, республиканских или муниципальных программ.
В данный момент наиболее выгодной является городская программа по капитальному ремонту кровель “50 на 50”, когда половину необходимой суммы выделяет муниципальный бюджет. Правда, попасть в нее достаточно сложно.
Особый случай
Таковым является протекающая кровля. По закону подобная ситуация считается аварийной, и на ее устранение в случае протечки в отдельных местах управляющей компании с момента подачи заявки даются сутки. Писать заявление нужно сразу, подавать его следует в управляющую компанию в двух экземплярах (один оставить себе с отметкой о времени и подписью, подтверждающей, что заявление принято).
В течение последующих 24 часов следует ждать. Потом, не откладывая дело в долгий ящик, обратиться в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики, расположенную в Чебоксарах по ул. Пирогова, 16, так как именно это ведомство является надзорным органом, призванным следить за деятельностью УК. Обращение должно быть письменным.
Поскольку на устранение протечки отведено весьма короткое время, повторные жалобы можно направлять хоть ежедневно.
Можно, конечно, пожаловаться в прокуратуру, но там для проверки вашей жалобы все равно привлекут специалистов Госжилинспекции.
Кстати, сохраняйте все чеки о понесенных вами расходах, они могут пригодиться в суде.
Пример из жизни
Мировой судья судебного участка № 6 Новочебоксарска вынес решение об удовлетворении требований заявителя, который обратился с иском в адрес ООО “УК “Новэк” о возмещении материального ущерба, причиненного затоплением, а также компенсации морального вреда и понесенных расходов. В результате износа кровли дома № 17а по бульвару Зеленому в Новочебоксарске квартира собственника была затоплена, причем неоднократно. В результате была испорчена внутренняя отделка квартиры (стены, потолок, дверные проемы), в помещениях сохраняется постоянная влажность, появился грибок плесени, что негативно влияет на здоровье жильцов.
Жители дома не раз обращались в “Новэк” с претензией о проведении ремонта, кровля в доме протекает в течение двух лет.
Управляющая компания в этой ситуации ссылалась на отсутствие решения собственников о проведении капитального ремонта кровли и отсутствие денежных средств на его проведение.
Рассмотрев доводы сторон, суд решил взыскать с управляющей компании в счет возмещения материального ущерба 36210 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб., а также расходы на оплату услуг оценщика и представителя, всего 47210 руб.
Кроме того, штраф за недобровольный порядок решения вопроса составил для “Новэка” 21605 руб.
Судебное решение вступило в силу 3 июля 2014 года.
Пресс-служба Госжилинспекции Чувашии