В рамках «Правительственного часа» Государственной Думы РФ Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень представил 13 мая 2015 г. отчет о результатах деятельности министерства за 2014 год
Повышение прозрачности тарифообразования в ЖКХ
Также на федеральном уровне приняты меры, обеспечивающие прозрачность системы тарифного регулирования:
1) введен механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги. Все превышения установленных правительством ограничений совокупного размера платы граждан за коммунальные услуги должны согласовываться с представительными органами местного самоуправления, а установление такого превышения возможно только при наличии достаточных обоснований и причине (например, появление платы за воду после введения в эксплуатацию центральной системы водоснабжения). Эти решения также подлежат обязательному опубликованию в СМИ.
2) установлена обязанность коммунальной организации опубликовывать в открытом доступе на своем сайте или на сайте регулятора свою тарифную заявку, которую она подает в орган регулирования в целях установления тарифа.
Эта тарифная заявка содержит информацию о том, на какой тариф заявляется организация, какова структура этого тарифа (например, какой объем заработной платы, расходов на ремонты и модернизацию коммунальной инфраструктуры планируется потратить и другие важные сведения). Таким образом, любое заинтересованное лицо заранее может знать о размере тарифа, на который претендует ресурсоснабжающая организация и на что он планируется расходовать этот тариф;
3) введен стандарт раскрытия информации организациями, оказывающими коммунальные услуги, в рамках которых указанными организациями в полном объеме на соответствующих сайтах раскрывается информация об установленных тарифах, планируемых расходах и фактических расходах организации;
4) установлена обязанность опубликования всех решений об установлении тарифов.
Одним из ярких примеров, работы данного механизма является ситуация, сложившаяся с установлением предельных индексов в 2014 году по Белгородской области.
Там в городе Белгороде планировали «поднять» таким образом тариф на воду практически в 1,7 раза, а в городе Старый Оскол в 2,25 раза. Информация об этом была в открытом доступе, что позволило жителю Белгородской области через социальные сети обратиться в Минстрой с просьбой разобраться в ситуации.
В итоге после разбора ситуации была установлена необоснованность заявленных тарифов и рост составил в итоге не более 1,1%.
Так что есть основания полагать, что механизм тарифообразования в России достаточно открыт и понятен для граждан, но, если есть предложения по его совершенствованию, то Минстрой готов организовать их обсуждение и сотрудничать в данном вопросе.
Ликвидация аварийного жилья
Прошедший год стал в целом успешным и в вопросе ликвидации аварийного жилищного фонда. Расселено более 2 миллионов 900 тысяч квадратных метров аварийного жилья (192,887 тыс. чел.). Целевой показатель выполнен на 113%.
Достижению такого результата способствовал ряд принятых по инициативе Минстроя решений:
- упрощены условия предоставления поддержки фонда ЖКХ;
- увеличено федеральное софинансирование;
- разработана типовая форма контрактов, заключаемых в рамках реализации программ переселения;
- введена финансовая ответственность регионов и, почти на 30 %, увеличено количество выездных проверок.
С целью повышения информированности граждан, на домах, подлежащих расселению и включенных в соответствующую региональную программу, размещаются информационные таблички с указанием срока расселения и ответственных за расселение лицах соответствующих органов власти.
Для повышения качества строящихся домов мы подготовили комплект документов, предусматривающих введение требования о наличии допуска СРО при строительстве малоэтажных домов, а также обязательности проведения экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора.
Капитальный ремонт многоквартирных домов
Завершено формирование федеральной законодательной нормативно-правовой базы по вопросам проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В настоящее время в 78 регионах организован сбор средств.
За прошедший год капитально отремонтировано 7 тысяч 700 домов площадью 37 миллионов квадратных метров. На эти цели израсходовано почти 22 миллиарда рублей.
В текущем году мы планируем отремонтировать более 12 тысяч домов.
В настоящее время накопление средств осуществляется либо на специально открытых индивидуальных счетах, либо в «общем котле» региональных операторов. В перспективе мы видим постепенный переход к индивидуальным счетам для каждого дома.
Я думаю, не стоит говорить о значимости этой работы для продления жизни жилищного фонда и снижения динамики роста количества аварийного жилья.
Совершенствование системы управления многоквартирными домами
Для наведения порядка на рынке управления многоквартирными домами проведено лицензирование управляющих компаний.
Лицензии получили 11 тысяч управляющих компаний из 12,5 ранее действующих и подавших заявления до 1 апреля.
Дома, не выбравшие отлицензированную компанию (таких около 2%) перешли в ведение муниципальных властей и управляются по специально прописанной временной схеме.
Благодаря лицензированию у жителей появился действенный механизм смены управляющей компании в случае ее недобросовестной работы.
Касаясь широко обсуждаемого в стране капремонта жилого сектора и перспектив накопления средств для него на отдельном счете или на счете регионального оператора, министр заявил, что в перспективе в Минстрое видят поэтапный переход к увеличению индивидуальных счетов.
Завершена работа по лицензированию управляющих компаний: 11 тысяч управляющих компаний, подавших заявки до 1 апреля, уже получили лицензии, около 12% не прошли лицензирование по разным причинам. «Вопрос очень острый, серьезный», - подчеркнул М.Мень.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Юрий Росляк, в своем выступлении подчеркнул, что необходимо проработать и создать «единую систему оценки технического состояния жилого фонда, систему архивирования и накопления данных техинвентаризации».
Вопросы задали депутаты: Василий Иконников (КПРФ) о ситуации с капремонтами в различных регионах и внедрения механизмов федерального со-финансирования; Антон Ищенко (ЛДПР) об укомплектованности штатов органов госжилнадзора и установлении нормативов при формировании служб; Елена Вторыгина (ЕР) о финансировании региональных программ капремонтов; Федот Тумусов(СР) о временных домах и планах по расселению из такого жилья; Алексей Русских (КПРФ) о планах по увеличению строительства социального жилья; Максим Щепинов (ЛДПР) о сроках 100% обеспечения жильем ветеранов ВОв и сирот; Валерий Гальченко (ЕР) об установлении норм штрафов по неуплате ЖКХ для граждан; Евдокия Бычкова (СР) о мерах по пересмотру программ расходования средств на капремонт, о поэтапном переходе на спец-счета, о страховании вкладов на спец-счетах, о льготном кредитовании на капремонт; Сергей Гаврилов (КПРФ) о рисках СРО и «наведении порядка в этой сложной сфере»; Михаил Дегтярев (ЛДПР) о кризисе доверия в сфере ЖКХ, о позиции Минстроя по ужесточению контроля за финансовой деятельностью управляющих компаний; Александр Хинштейн(ЕР) о ситуации с обманутыми дольщиками и грядущих банкротствах, в том числе крупнейшего строительного холдинга в стране - СУ-155, о предложении создания санатора и перестраховании; Олег Нилов (СР) о предложении фракции бесплатного предоставления земли гражданам России.
От фракций выступили: Александр Абалаков (КПРФ), Сергей Катасонов (ЛДПР), Мартин Шаккум (ЕР),Галина Хованская (СР).
Александр Абалаков (КПРФ) предложил при формировании госпрограмм перейти к формированию и планированию их от потребности, а обеспечение жильем всех граждан сделать приоритетом экономического развития в стране. Граждан призвал «голосовать и уходить на спец-счета для капремонта».
Сергей Катасонов (ЛДПР) отметил, что выделение государственных средств должно идти из «единого котла», единого госзаказчика, что обеспечит и контроль, и профессионализм, и качество. Предложил запустить «социальную ипотеку». По тарифам предложил перейти к нормированию затрат и взять под муниципальную ответственность капремонт.
Мартин Шаккум (ЕР) одобрил деятельность Минстроя за полтора года и законотворческую деятельность вновь образованного Министерства, отметив необходимость концентрации внимания министерства на решении трех первоочередных проблем: информационной открытости, ликвидации масштабной задолженности в ЖКХ и защите граждан.
Галина Хованская (СР) посвятила свое выступление комплексу проблем в ЖКХ, отсутствию средств на капремонт и перекладывании финансовой нагрузки по содержанию жилья на собственников. Предложила сделать акцент в решении проблем по индивидуальным счетам на льготном кредитовании для собственников (не более 8%), страховании, а также управлении жилищным фондом. Депутат особо отметила коррупцию, проблемы с ресурсоснабжающими организациями и неплатежами в сфере ЖКК.