Лицензирование поможет выводу из рынка управления многоквартирными домами несостоятельных управляющих компаний
Принятые в конце 90-ых, начале 2000-ых годов федеральные документы заставляли демонополизировать отрасль ЖКХ, организовать конкуренцию, расщеплять существующие управляющие компании, тогда назывались тресты, РЭУ, МУРЭП и т.д. В Чебоксарах из 10-15 прежних крепких домоуправлений сегодня получили 85 управляющих компаний. Новые управляющие компании пришли в жилье делать бизнес, делалось это всё правильно, на основании принятых нормативно-правовых актов.
Федеральные органы власти вовремя восприняли сложившуюся ситуацию в сфере ЖКХ и ввели лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензирование поможет выводу из рынка управления многоквартирными домами несостоятельных управляющих компаний, у которых нет ни материально-технической базы, нет ни аттестованных надзорными органами ответственных лиц, нет обученных кадров, нет аварийной службы или договора с организацией, имеющей данную службу. В республике имеется 25-30 управляющих компаний, которые могут достойно управлять с жильем в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Именно через лицензирование руководством государства ставится задача повышения качества предоставляемых услуг. Конечно, недостойные компании должны оставит рынок услуг ЖКХ и республиканская лицензионная комиссия должна принимать правильные решения.
Как уже было сказано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Нужно создать конкурентные и прозрачные условия в сфере управления многоквартирными домами, чтобы с рынка уходили разного рода «мутные» организации. Тот, кто не может обеспечить достойный уровень обслуживания граждан, тот должен в сторону отойти».
Целью лицензирования является именно повышение качества работы управляющих компаний.
Представляется, что в скором времени законодательство по лицензированию будет дорабатываться, ненормально, когда заявитель может сдавать экзамен бесконечное число раз, нет положений о технической оснащенности компании, аттестованных лиц, аварийных служб и т.д.
В российских средствах массовой информации иногда проскакивают моменты, что лицензирование приведет к еще большей коррупции в сфере ЖКХ. Коррупцию следует искать не сфере управления многоквартирными домами.
Предварительным этапом лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является сдача руководителями управляющих компаний квалификационных экзаменов и получение аттестатов. Итоги экзаменов в основном подтвердили знание экзаменуемых Жилищного, Трудового кодексов, Санитарных правил, Правил и ном технической эксплуатации жилищного фонда и др. нормативно-правовых актов.
В основном с высокими баллами и в короткие промежутки времени сдавали экзамены молодые руководители и специалисты, женщины, но это не говорит о том, что у них крепкие профессиональные знания в сфере управления МКД. Хорошее практическое профессиональное знание наоборот у коллективов и руководителей управляющих компаний – старожилов ЖКХ.
На 1 мая 2015 г. Чувашская Республика завершила процедуру лицензирования действующих управляющих компаний. 19% управляющих компаний остались без лицензии. По Российской Федерации данный показатель составляет 13%.