Госжилинспекция Чувашии

Капремонт по-новому

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года №271 внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование и реализацию в субъектах Российской Федерации региональных программ капитального ремонта и регламентирующие новую систему капитального ремонта многоквартирных домов (МКД).

Во-первых, в каждом субъекте сформирована собственная региональная программа капитального ремонта МКД, включающая все имеющиеся на территории дома за исключением признанных аварийными. Закон также дает субъекту Российской Федерации право не включать в перечень и ветхие дома с высокой степенью износа, не признанные аварийными. При этом субъект должен снести или реконструировать эти дома.

В региональных программах капитального ремонта МКД обязательно указываются сроки ремонта каждого дома.

Во-вторых, финансирование капитального ремонта осуществляется из двух источников. Обязательного платежа граждан и софинансирования из регионального бюджета. При этом закон дает право местным и региональным бюджетам принимать решение о софинансировании данных расходов. Размер взносов формировался на основании методики Минстроя России, однако к моменту запуска программ существенно отличался от региона к региону. Так, город Санкт-Петербург установил обязательный платеж в размере 2 рублей, Чувашская Республика – 5,5 рублей, а город Москва - 15 рублей за кв. м площади. При этом расчет субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг для малоимущих граждан распространяется и на капитальный ремонт.

В-третьих, закон дал собственникам право выбрать способ накопления средств на капитальный ремонт. Либо на специальном счете, либо перечислять их в «общий котел» - на счет регионального оператора. Как показали первые шаги реализации реформы, подавляющее большинство собственников - более 80% - предпочли перечислять средства на счет регионального оператора.

Вопросы капитального ремонта в 2014-2015 годах неизменно занимают лидирующие места в рейтинге «проблем ЖКХ». Общественный мониторинг реализации программ капитального ремонта продемонстрировал: на первых порах наибольшее количество вопросов и жалоб было связано с недостаточным информированием граждан о новой системе. Граждане возмущались, почему они вообще должны платить за капитальный ремонт, не будут ли разворованы деньги, почему платить надо сейчас, а ремонт состоится только через 20 лет и т. п.

Региональные и местные органы власти доводят до граждан идеологию системы капитального ремонта:

1. Каждый собственник, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, несет ответственность за содержание и ремонт общедомового имущества.

2. Введение обязательных взносов - вещь неприятная, но необходимая, поскольку ни в местных, ни в региональных, ни в федеральном бюджетах нет средств для ремонта всех многоквартирных домов страны.

3. Власти не устраняются от решения проблем - в большинстве регионов программы капитального ремонта софинансируются из региональных бюджетов, оказывается поддержка малоимущим.

4. Средства, собираемые на капитальный ремонт, имеют несколько «степеней защиты». Их можно тратить только на те виды работ, которые прописаны в федеральном и региональном законе. Расход средств контролируют прокуратура и органы регионального государственного жилищнго надзора. Регион своим бюджетом гарантирует выполнение обязательств, зафиксированных в региональных программах.

Один из самых болезненных вопросов - сроки ремонта. Почему дом, построенный раньше, чем другой, попал в программу в более поздние сроки? Почему на ближайшие годы запланирован только ремонт крыши, хотя старый фундамент может не выдержать новую крышу?

Актуализация региональных программ - одно из требований Министерства строительства и ЖКХ РФ. В соответствии с рекомендациями приказа Минстроя № 427 от 14 августа 2014 года утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми в спорных ситуациях решение о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости рекомендуется принимать коллегиально. В состав комиссий рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, регионального оператора капитального ремонта, собственников помещений в многоквартирном доме, органа, осуществляющего государственный технический учет жилищного фонда, органа архитектуры и градостроительства, организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.

 

Справочник собственника жилья в многоквартирном доме: ответы на актуальные вопросы и контактная информация. - М.: АО «ИД «Комсомольская правда», 2015.- 120 с.

 



07 августа 2015
14:17
Поделиться
;