Как зафиксировать факт невыполнения или ненадлежащего выполнения услуги по содержанию жилья
Для каждой из жилищных услуг существует периодичность исполнения, которая указывается в договоре управления (или уставе). Не всегда управляющие компании (или ТСЖ) работают качественно. Во всех случаях, когда услуга предоставляется жителям несвоевременно или ненадлежащего качества (например, реже положенного проводится уборка), управляющая компания или ТСЖ должны снизить размер платы за содержание жилья.
При перерасчете учитывается каждый календарный день нарушения срока или качества предоставления услуги по содержанию жилья и стоимость соответствующей услуги в составе ежемесячной платы за содержание жилого помещения (рублей).
Единственный случай, при котором плата не снижается (даже если услугу вам оказали не вовремя), — если это было связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, если при этом сотрудникам управляющей компании или ТСЖ приходилось спасать имущество жителей от возможного ущерба или же если возникли обстоятельства непреодолимой силы (к примеру, наводнение, смерч и т.д.).
Первое и самое важное действие — это составление акта оказания жилищных услуг ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную периодичность или продолжительность. Составлять его можно в свободной форме, но, чтобы этот документ был максимально эффективным, лучше сначала ознакомиться с разделом 10 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354. В этом разделе подробно прописана процедура составления акта. Причем указанные нормы, регулирующие порядок составления акта, действуют как в отношении коммунальных, так и в отношении жилищных услуг.
Именно на указанный акт жители потом будут ссылаться, требуя перерасчета стоимости жилищных услуг.
Прежде чем составить акт, нужно позвонить в аварийно-диспетчерскую службу и сообщить, что дворник, к примеру, плохо убрал придомовую территорию. Ваше сообщение обязательно должно быть зафиксировано в аварийно-диспетчерской службе. Не забудьте при этом сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес дома, где вы обнаружили нарушение, и в чем, собственно, суть проблемы.
Обязательно потребуйте от сотрудника, который принял ваш телефонный звонок, чтобы тот продиктовал вам свою фамилию, имя и отчество, номер, за которым он зарегистрировал ваше сообщение, и время регистрации.
После этого сотрудник аварийно-диспетчерской службы должен согласовать с вами, в какое время к вашему дому подойдут специалисты, чтобы вместе с вами зафиксировать факт нарушения. Уложиться они должны в 2 часа, но если вам это время неудобно, вы можете попросить подойти позднее (а вот ответственные сотрудники не имеют права просить у вас отложить время своего визита).
Вы не смогли дозвониться в аварийно-диспетчерскую службу? Сотрудники управляющей организации или ТСЖ обещали прийти и не пришли? В этом случае вы имеете полное право составить акт без них. Акт подписывается как минимум двумя незаинтересованными лицами и председателем совета многоквартирного дома. Что нужно указать в акте:
- дату и время проведения проверки;
- состав комиссии;
- выявленные нарушения;
- инструменты, с помощью которые вы выявили эти нарушения;
- описание нарушения и его последствий, которые воспринимаются через органы чувств.
Если же во время проверки всем стало очевидно, что нарушения нет и не было, это всё равно нужно зафиксировать в акте, чтобы дело было доведено до логического завершения.
Если в процессе проверки относительно существования нарушений возник спор, то любая из сторон вправе инициировать производство экспертизы.
Акт проверки составляют в стольких экземплярах, сколько существует заинтересованных лиц (то есть по числу участников проверки). Каждый из них (или их представитель) подписывает этот документ, один экземпляр остается у собственников помещений, еще один обязательно передается той компании, что выполнила некачественную услугу, остальные берут себе представители прочих компаний и организаций, участвовавших в проверке.
Если кто-то из участников проверки отказывается подписать акт, вместо него подписи ставят как минимум двое незаинтересованных лиц.
После того как акт составлен и подписан, жильцы дома могут направить его с письменным заявлением о перерасчете (возврате) платы за содержание жилья в управляющую организацию, которая выполнила свою работу некачественно.
Обратите внимание: в заявлении должны быть ваши четкие, конкретные требования и ссылка на то, по какому основанию вы их предъявляете.
Азбука для потребителей услуг ЖКХ