Минстрой согласился с требованиями ОНФ по снижению коррупционных рисков при закупках для капремонта
Минстрой России поддержал замечания экспертов ОНФ, касающиеся проекта постановления правительства по приобретению региональным оператором товаров, работ, услуг в процессе капремонта.
На согласительном совещании в Минстрое России под председательством замминистра Андрея Чибиса были озвучены предложения ОНФ по снижению суммы, на которую могут быть осуществлены закупки у единственной подрядной организации, и повышению порога цены договора, после которого участник закупки обязан предоставить дополнительное обеспечение.
Напомним, что по итогам второго «Форума действий» ОНФ глава государства поручил правительству до 1 марта 2015 г. определить возможность приобретения региональным оператором товаров, работ, услуг на условиях, предусмотренных 44-ФЗ о контрактной системе. Основная задача состояла в том, чтобы создать конкурентные способы определения поставщиков в целях повышения эффективности и результативности закупок, открытости и прозрачности их осуществления и предотвращения коррупции.
Изучив соответствующий проект постановления правительства о возможности приобретения региональным оператором товаров, работ, услуг путем проведения конкурсов, эксперты рабочей группы ОНФ на совещании высказали ряд замечаний, которые были поддержаны Минстроем России.
Ведомством было поддержано предложение ОНФ повысить до 25% порог цены договора, после которого участник закупки обязан предоставить дополнительное обеспечение исполнения договора по аналогии с действующим механизмом закона о контрактной системе. Проектом предполагается, что это обеспечение в полтора раза должно превышать размер обеспечения, указанный в конкурсной документации. Эксперты ОНФ отметили, что нынешний порог в 10% представляется недостаточно обоснованным.
Также предложено снизить сумму, на которую может быть осуществлена закупка у единственной подрядной организации, со 100 до 50 тыс. руб., а также уменьшить сумму годового объема закупок с 2 до 1 млн руб. в год. Кроме того, закупки у единственной подрядной организации можно будет производить только в случае аварии, чрезвычайных ситуаций или в случае признания аукциона или конкурса несостоявшимися, если была подана только одна заявка.
«Мы договорились с Минстроем России об очень важных вещах. Необходимо экономить деньги граждан, чему и будет способствовать повышение порога суммы контракта. Ну а закупки у единой подрядной организации должны проводиться только в исключительных случаях. Вместе с тем осталось одно важное замечание, которое не было услышано, – это необходимость повышения открытости конкурсов или аукционов, а именно отказ от предложенного в постановлении предварительного отбора, когда участниками смогут стать только поставщики из реестра квалифицированных подрядных организаций, который будет действовать три года и обновляться каждые три месяца», – отметил эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко.
По его словам, возможность проведения конкурса или аукциона только среди участников, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, приведет к повышению закрытости конкурентной процедуры, к необоснованному ограничению числа потенциальных подрядчиков и, как следствие, к росту коррупции в данной сфере. Он подчеркнул, что Минэкономразвития и ФАС России также выступили против этого.
«Мы будем настаивать на отмене двухэтапности конкурсных процедур, потому что такие ограничения просто приведут к тому, что в конкурсах и аукционах будут участвовать только «свои» компании». Кроме того, по своей природе процедура проведения конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме аналогична процедуре проведения конкурса с ограниченным участием, предусмотренным законом о контрактной системе. Стоит отметить, что вместе с тем в данном законе закреплен закрытый перечень случаев, при которых заказчик может осуществлять закупки с помощью конкурса с ограниченным участием. Это закупки особой технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера или выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия и реставрации. Вместе с тем подобные ограничения в сфере капремонта представляются нецелесообразными. Вся страна у нас осуществляет закупки по 44-ФЗ, и зачем придумывать новые механизмы и усложнять систему, нам непонятно», – прокомментировал Валерий Гальченко.