Состоялось первое заседание вновь созданного Экспертного совета по правовым и экономическим вопросам в сфере ЖКХ Ассоциации предприятий ЖКХ Чувашской Республики
27 октября 2015 года состоялось первое заседание вновь созданного Экспертного совета по правовым и экономическим вопросам в сфере ЖКХ Ассоциации предприятий ЖКХ Чувашской Республики с участием руководителей отдельных управляющих компаний городов Чебоксары и Новочебоксарск.
На заседании совета обсуждался актуальный и важный для жителей, управляющих компаний указанных городов вопрос об ожидаемом закрытии Пихтулинской свалки твердых бытовых отходов, вывозом ТБО на новый полигон в г. Новочебоксарске и связанный с этим предложение специализированных организаций двух городов по транспортировке твердых коммунальных отходов к месту накопления отходов, затраты по накоплению отходов с последующим их размещением на общую сумму 200,00 рублей с 1 куб.м.
После всестороннего обсуждения Экспертным советом были выработаны соответствующие предложения по данному вопросу. Исполнительной дирекции Ассоциации предложено проработать вопрос в органах исполнительной власти Чувашской Республики.
Регионы выберут сборщиков мусора к 2017 году
Поправки к закону "Об отходах производства и потребления", предусматривающие концентрацию деятельности по сбору и утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО) в руках региональных операторов, могут вступить в силу на год позднее, чем предполагалось, с 2017 года.
На отсрочке настаивают региональные власти. Минстрой согласен и уже готовит поэтапный переход на новый порядок в течение 2016 года. Также ведомство разработало порядок отбора региональных операторов — преимущество получат компании, владеющие основными мощностями для переработки мусора на территории.
Вступление в силу поправок к закону "Об отходах производства и потребления", которые устанавливают, что сбор, транспортировка, обработка, утилизация ТКО в регионах осуществляется региональными операторами, может быть перенесено с 2016 на 2017 год. Такая отсрочка со ссылкой на отсутствие необходимых подзаконных актов предусмотрена поступившим в Госдуму законопроектом Хабаровского края. В профильном ведомстве — Минстрое — на перенос согласны. Как сообщил замминистра Андрей Чибис, ведомство предлагает поэтапное внедрение системы в течение 2016 года и уже обратилось по этому поводу в правительство. "Если регион готов, может запускаться в течение 2016 года, но все должны провести конкурсы до 1 января 2017 года", — говорит он.
Кроме того, Минстрой подготовил проект постановления правительства, устанавливающий порядок определения регионального оператора. Они будут выбираться на конкурсной основе, при этом преимущество получат владельцы объектов по переработке отходов, на которые поступает более половины мусора на территории. "Надо понимать, что таких компаний единицы. Монопольным рынок не станет — любая частная компания сможет сотрудничать с региональным оператором, заключив на конкурсной основе договор перевозки, а также инвестируя в инфраструктуру по переработке мусора", — утверждает Андрей Чибис. При отсутствии таких крупных игроков победителем станет тот, кто запросит меньшую цену за свои услуги. Если будут предложены сопоставимые цены, то выбор будет производиться исходя из достижения ключевых показателей сбора и переработки мусора. По словам замминистра, механизм должен стимулировать переработку отходов, в случае невыполнения целевых показателей региональный оператор лишается статуса, и проводится новый конкурс. Такой процесс отбора должен встряхнуть рынок: более эффективный участник может предложить оптимальную модель, прежде всего, по деньгам, считает он, а игроки, неспособные работать на таких условиях, с этого рынка уйдут.
Руководитель Ассоциации ЖКХ "Развитие" Алексей Макрушин поясняет, что инвестору, который тратит большие деньги на создание объекта по переработке, хотелось бы иметь гарантии как по части объема отходов, так и с точки зрения денег. Но такой региональный оператор будет обязан проводить отдельные конкурсы между другими компаниями на транспортировку отходов, подчеркивает он. "В условиях дикой конкуренции участники рынка свозили отходы куда дешевле — в овраг. Из-за этого появлялось огромное количество нелегальных свалок, которые теперь региональный оператор будет обязан ликвидировать", — говорит господин Макрушин. Исполнительный директор ассоциации РусПЭК Любовь Меланевская считает, что "в таких условиях сложно представить, что появятся новые игроки, при появлении регионального оператора другие компании теряют право на доступ к муниципальным отходам". Впрочем, они тоже могут построить свои объекты (и некоторые уже начали это делать), говорит эксперт, но это требует значительных инвестиций.
Согласно проекту Минстроя, порядок расчета платы за услуги по сбору и вывозу ТКО предлагается устанавливать исходя из количества зарегистрированных граждан в квартире, а не площади жилого помещения, как сейчас. В Минстрое считают, что это снизит расходы граждан: сейчас человек, проживающий в квартире площадью 50 кв. м платит в среднем 124 руб. в месяц, новый механизм снижает эту сумму до 50 руб.
Меняются тарифы в сфере обращения с отходами
С 1 января 2016 года в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) будут действовать новые правила регулирования тарифов, что отразится в том числе на существующих и будущих концессионерах.
ФАС уже подготовлен проект постановления правительства РФ об основах ценообразования в сфере обращения с ТКО, которое планируется принять к началу нового года. Проект призван служить основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы установления тарифов операторам по обращению с ТКО (ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержит лишь общие положения о видах тарифов и видах регулируемой деятельности), что объясняет его высокую значимость для участников рынка.
Документ отражает основные тенденции развития федерального законодательства в области экологии, вводит новые для отрасли тарифного регулирования понятия, при этом содержит некоторые положения, которые неоднозначно могут проявиться при реализации экологических проектов ГЧП. Во-первых, государственному регулированию подлежат не цены на услуги регионального оператора и операторов по обращению с ТКО, а только верхний предел таких цен для каждого оператора. Иными словами, операторы осуществляют регулируемые виды деятельности по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы, установленные органом власти субъекта РФ.
Поправки к закону "Об отходах производства и потребления" могут вступить в силу на год позднее, чем предполагалось, с 2017 года.
Проблема в том, что цены по договорам между операторами и региональным оператором могут быть необоснованно занижены последним. Проект не содержит каких-либо ограничений по минимальному пределу тарифов, что может повлечь возможные злоупотребления со стороны регионального оператора. Для концессионеров это может иметь последствия в части возврата вложенных инвестиций: орган регулирования установит предельный тариф, обеспечивающий возврат всех капитальных вложений в проект, но цена по договору с региональным оператором может быть ниже установленного тарифа, в связи с чем концессионер будет лишен возможности вернуть инвестированный капитал в установленные сроки.
Этот риск также усугубляется тем, что для регионального оператора установлены ограничения по включению отдельных расходов в тариф. Так, в едином тарифе на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку и утилизацию ТКО, что может привести в качестве возможных трендов к снижению цен по договору с операторами (концессионерами) на обработку и утилизацию отходов.
Во-вторых, в проекте говорится всего о двух возможных методах регулирования: метод экономически обоснованных расходов и метод индексации. Метод обеспечения доходности инвестированного капитала (RAB-регулирование) не предусматривается. Вместе с тем прочие регулируемые отрасли ЖКХ и энергетики уже имеют опыт применения этого метода, что значительно повышает инвестиционную привлекательность таких отраслей. Для сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения ФЗ "О концессионных соглашениях" выделяет пласт отдельных положений об условиях проведения конкурса, о существенных условиях концессионного соглашения, о показателях деятельности концессионера, которые нацелены на долгосрочную фиксацию параметров тарифа в концессионном соглашении. В частности, если для концессионера определен метод обеспечения доходности инвестированного капитала, в концессионном соглашении должны содержаться такие параметры, как срок окупаемости инвестиций концессионера, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала.
В сфере обращения с ТКО, согласно проекту, возможность указания в концессионном соглашении параметров возврата инвестированного капитала является ограниченной. Единственный долгосрочный метод регулирования - метод индексации с долгосрочными параметрами, которые не учитывают капитальные затраты концессионера (базовый уровень операционных расходов и индекс эффективности операционных расходов). Таким образом, по сравнению с другими сферами ЖКХ регулирование тарифов в области ЖКХ имеет не так много возможностей в части возврата инвестиций.
В-третьих, продолжительность долгосрочного периода регулирования и обязательность установления долгосрочных тарифов на уровне закона и проекта постановления не устанавливается. Наличие ранее в ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" минимального срока долгосрочного периода (не менее трех лет, при установлении долгосрочных тарифов впервые и не менее пяти лет при установлении долгосрочных тарифов в последующем) гарантировало возможность установления тарифов на указанные сроки. Отсутствие установления минимальной продолжительности долгосрочных тарифов может привести к нивелированию института долгосрочных тарифов в сфере обращения отходов.
Проект находится в последней стадии доработки, кроме того, не принят целый ряд нормативно-правовых актов в сфере регулирования тарифов в области обращения с отходами. Общие тенденции развития экологического законодательства продолжают улучшать условия для реализации проектов ГЧП и концессионных соглашений. Большое значение имеет то, что на уровне закона было установлено правило о компенсации в тарифе экономически обоснованных расходов на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечении экономически обоснованного уровня доходности текущей деятельности и инвестированного капитала вне зависимости от избранного метода регулирования цен операторов. При этом в новом документе целесообразно проработать вопросы ограничения минимальных цен по договорам с региональным оператором, установления в качестве возможного метода RAB-регулирования, а также увеличения долгосрочного периода регулирования.
Необходимо дождаться принятия документов правительства РФ и актов субъектов РФ, которые будут более подробно регулировать взаимоотношения (договорные и финансовые) операторов и региональных операторов по обращению с ТКО. Для инвесторов в первую очередь важно, чтобы эти документы учитывали обязательства как частных, так и публичных партнеров в рамках уже существующих и реализуемых концессионных проектов.