Совещание о предоставлении мер социальной поддержки по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов отдельным категориям граждан
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Добрый день!
Мы собрались, чтобы обсудить довольно сложную тему, которая вызывает большой общественный резонанс, – это состояние дел в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Тема действительно актуальная, резонансная, но прежде чем перейти к обсуждению, хотел бы заметить следующее.
У нас на совещании присутствуют представители «Единой России», общественных организаций инвалидов, некоторых других структур. Партия обращалась ко мне с просьбой предусмотреть для нуждающихся частичную компенсацию на оплату взносов на капитальный ремонт. Мы эту тему подробно обсуждали на встрече с участием «Единой России» и соответствующих руководителей Правительства, представители общественных организаций также были. Я принял решение: инвалиды I и II групп, а также семьи с детьми-инвалидами будут освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт в том же объёме, в котором они освобождаются от соответствующих платежей за коммунальную сферу, то есть на 50%.
Кроме того, Правительство намерено рекомендовать регионам установить льготы для одиноко проживающих людей старше 70 лет, а именно компенсировать им расходы на оплату взносов на капитальный ремонт в размере 50%. Для тех же, кому исполнится 80 и более лет, должна быть предусмотрена 100-процентная компенсация. Разумеется, наши рекомендации будут подкреплены соответствующей финансовой поддержкой региональным бюджетам. Обращаюсь к Министерству труда и социальной защиты, Министерству финансов, Министерству строительства: в ближайшее время представить согласованные предложения по изменению законодательства в этом ключе, а также определить источники финансирования с учётом тех проработок, которые мы с вами вели последние две недели.
Конечно, эти меры не снимают всех вопросов, которые связаны с введением платежа за капитальный ремонт, тем не менее меняют ситуацию. Мы должны в этом случае прежде всего поддержать тех, у кого новые платежи за капитальный ремонт составляют ощутимую долю в семейном бюджете и кто лишён возможности за счёт своего труда компенсировать эту долю.
Помимо этих мер мы уже предусмотрели в законодательстве помощь тем, у кого платёж за жилищно-коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, превышает определённый размер совокупного дохода, который установлен в регионе. Государство выдаёт таким семьям соответствующие субсидии. И сами регионы, сами муниципалитеты вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Понятно, что сейчас ситуация не самая простая, и для регионов в том числе, но это, что называется, вопрос приоритетов – кто как их для себя определяет. Любой регион, который хочет помочь гражданам, может таким образом выстроить приоритеты, чтобы прежде всего изыскать средства, например, на эти цели.
Только за первое полугодие из бюджетов всех уровней на эти цели было направлено около 21,5 млрд рублей.
Конечно, любые новые платежи – это всегда обременение, это не нравится никому, но, с другой стороны, и никому не нравится жить в ветхих и аварийных квартирах. Рано или поздно любой дом нужно ремонтировать. И конечно, в этом смысле вопрос средств будет первостепенным, и это вопрос общей ответственности – и государства, и людей, потому что большинство квартир, которыми наши люди пользуются, находится в их собственности.
Проблема изношенности жилищного фонда назревала давно, с каждым годом она только усугублялась. В 2012 году мы приняли закон, который предусматривает капитальный ремонт общего имущества за счёт средств собственников. Весь 2013 год регионы готовились к запуску этой программы. Почти везде, кроме Крыма и Севастополя, были утверждены региональные программы по капремонту. Срок их реализации длинный – 25–30 лет. С одной стороны, это не очень хорошо, многие люди говорят: мы не увидим, когда это всё будет закончено. Но, с другой стороны, мы с вами понимаем: если этот срок сжимать, это будет очень сильно бить по карману наших людей. Поэтому такой порядок был выбран. По данным Минстроя, эти программы охватывают почти 96% многоквартирных домов, где проживает более 80 млн человек. При этом около половины многоэтажек уже сейчас требуют того или иного капитального ремонта. В общем и целом это справедливая модель, потому что, мы с вами понимаем, жители, например, личных домов точно так же проводят свой ремонт, но никогда к государству за помощью не обращаются.
В прошлом году масштабные программы по капитальному ремонту были запущены по всей стране. По данным Минстроя, за два неполных года было отремонтировано около 19 тыс. многоквартирных домов общей площадью 77 млн кв. м. Для этого привлекались и средства жильцов, и деньги федерального, регионального и местных бюджетов. Таким образом, 3,5 млн человек стали жить в более комфортных и безопасных условиях.
Сейчас размер минимального взноса на капитальный ремонт в среднем составляет чуть более 6 рублей за квадратный метр. В период с января по октябрь текущего года собираемость взносов составляла приблизительно 72%, в 11 регионах – 85%. По понятным причинам эти цифры меняются, варьируются, здесь ещё многое зависит от региональных властей.
Ещё что хотел бы сказать? Тема капитального ремонта стала предметом спекуляций различных политических сил. В предвыборный год популистских заявлений в этой сфере будет всё больше, но мы не должны позволять нашим оппонентам использовать в своих интересах вопросы, которые чувствительны для большинства людей. Понятно, что давать обещания легко, в том числе и различным политическим партиям, особенно если ты ни за что не отвечаешь, а только на трибуне можешь выступить. Но эти обещания нужно выполнять, причём при уменьшенном бюджете. Поэтому, если «Единая Россия» консультируется с Правительством, выступает с предложениями, то это делается ответственно, и после принятия этих общих решений они должны быть исполнены.
Но при этом мы все должны понимать, что финансовые возможности государства небезграничны, и вот как раз те предложения, с которыми «Единая Россия» сейчас обратилась, и те, которые были мной согласованы, – это пример взвешенного отношения и к нуждам людей, с одной стороны, их защиты, а с другой стороны, взвешенного отношения к реальным возможностям бюджета, об этом помнить должны все.
Собственно, вот такие решения я предлагаю принять.
Брифинг Михаила Меня по завершении совещания
Стенограмма:
Вопрос: Скажите, с какого времени начнут действовать льготы? С 1 января 2016 года?
М.Мень: Да, сегодня принято решение о том, чтобы для инвалидов I и II групп, а также для семей, которые воспитывают детей-инвалидов, была введена льгота в размере 50%, как другие льготы по жилищно-коммунальным услугам. Эти льготы заработают с 1 января будущего года. Это решение принял Дмитрий Анатольевич как Председатель Правительства и председатель партии.
Инициатива исходила от общественных организаций, в том числе от общественных организаций инвалидов, и от фракции «Единая Россия». Наше министерство как профильное ведомство поддерживает это решение. Оно абсолютно правильное, справедливое.
Вопрос: А для пожилых людей льготы тоже в этот срок?
М.Мень: Да, дополнительно в рамках поддержки регионов, дотаций на сбалансированность бюджетов будет ещё определённая поддержка в части пожилых одиноко проживающих людей. Тем людям, которые находятся в возрасте от 70 до 80 лет, также будет 50-процентная льгота со стороны регионов, а тем одиноко проживающим пенсионерам, возраст которых превышает 80 лет, будет 100-процентная льгота.
Ещё раз повторю, что это будут региональные льготы, но мы в следующем году из федерального бюджета регионам поможем её реализовать.
Вообще, если говорить об общих цифрах, то, готовясь к сегодняшней встрече, мы посмотрели 2013 год – это тот год, когда ещё не заработал новый механизм капитального ремонта, то есть работали ещё только бюджетные средства всех уровней, от федерального до муниципального, и за 2013 год было отремонтировано всего порядка 7 тыс. домов. А сегодня мы уже говорим о том, что с момента начала работы нового механизма – практически 19 тыс. домов. Я думаю, что до конца года мы выйдем на цифру 20 тыс. домов, 3,5 млн людей будут проживать уже к концу года в обновлённых многоквартирных домах, в которых уже произведён капитальный ремонт. То есть это наглядная иллюстрация того, что программа работает, динамика абсолютно чётко прослеживается именно в сравнении с 2013 годом.
Вопрос: А можно уточнить, какой объём льгот федеральным и региональными бюджетами запланирован?
М.Мень: По первой позиции, которая будет финансироваться напрямую с федерального уровня, то, что касается инвалидов I и II групп и семей, проживающих с детьми-инвалидами, здесь пока договорённость – порядка 5 млрд рублей из федерального бюджета будет замещаться в региональных фондах капитального ремонта именно в плане субсидий для этих категорий граждан. Что касается непосредственно дотаций на сбалансированность в регионах – по пожилым людям, пенсионерам, – здесь ещё предстоит определённая работа у Минфина вместе с нами и с нашими коллегами из фракции «Единая Россия», предстоят ещё уточнения этих цифр, которые сейчас представлены.
Вопрос: И эти поправки будут вноситься в бюджет?
М.Мень: Да, депутатами фракции «Единая Россия» будут внесены в бюджет, и с 1 января эти льготы уже заработают. Это важно с социальной точки зрения, безусловно.