1 декабря Государственной Думой РФ рассмотрены в первом чтении в соответствии с частью 7 статьи 118 Регламента Госдумы и отклонены законопроекты:
№ 604255-6 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части отмены запрета оборота электрических ламп накаливания). С докладом выступил первый заместитель председателя Комитета по энергетике Сергей Есяков.
Пояснительная записка к внесенному законопроекту:
Необходимость внесения изменений обусловлена тем, что для многих граждан стоимость новых энергоэффективных лампочек непомерно высока, цена зачастую в десять, а то и более раз дороже привычных ламп накаливания, кроме того за прошедшие годы так и не было замечено ощутимой экономии на электропотреблении, эффект от самых энергосберегающих ламп полностью нивелируется устаревшим и энергонеэффективным промышленным оборудованием, линиями электропередач, в которых и происходит львиная доля потерь электроэнергии. Получается, что за счет населения мы пытались повысить энергоэффективность устаревшей инфраструктуры, которую в итоге никто менять не собирался. За 3 года так и не созданы обещанные пункты по сбору и утилизации этих ламп, и в итоге содержащие опасную для здоровья ртуть лампы выбрасываются с обычным мусором, что наносит вред экологии. Многие эксперты говорят также о вреде для зрения из-за излучения, которые дают эти лампы. Замена ламп накаливания на новые лампы не всегда эффективна. Один пример: если в обычном доме люди поставят много светодиодных ламп, то они дают такие искажения в сети, что все трансформаторы вокруг этого дома не выдерживают. В результате потеря на трансформаторах больше, чем экономия на энергии. Не меньший вред и от газонаполненных ламп.
В связи с чем законопроектом предлагается исключить пункт 8 статьи 10 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Официальный отзвыв Правительства РФ на законопроект
Законопроектом предлагается исключить часть 8 статьи 10 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающую запрет на оборот на территории Российской Федерации ламп накаливания мощностью 100 Вт и более.
В России ежегодно на цели освещения расходуется порядка
130 млрд. кВт.ч, или около 14 процентов от общего потребления электроэнергии, из них доля потребления электроэнергии в жилом секторе составляет до 25 процентов, в уличном освещении - до 7 процентов.
При этом значительная часть освещения обеспечивается морально и технологически устаревшими осветительными устройствами.
Таким образом, переход к энергосберегающим лампам позволит значительно сократить потребление электроэнергии и мощности (в 3 - 7 раз).
Кроме того, динамика структуры использования ламп свидетельствует
о том, что потребители все более активно переходят на энергосберегающие лампы даже в тех случаях, когда у них имеется выбор между энергосберегающей лампой и лампой накаливания.
Так, объем использования ламп накаливания ежегодно снижается на
40 млн. ламп в год. В то же время объем потребления энергосберегающих ламп увеличился с 20 млн. штук в 2012 году до 53 млн. штук в 2013 году. При этом вследствие развития технологий эффективность современных источников света растет, а стоимость их падает.
При замене 100 млн. ламп накаливания общего назначения (всего
в стране ежегодно продается порядка 400 млн. ламп накаливания общего назначения) на энергосберегающие, прежде всего на светодиодные, экономия от замещения может составить порядка 3 млрд. кВт.ч в год.
Мировой опыт запрета ламп накаливания и перехода
к энергосберегающим (компактным люминесцентным и светодиодным) лампам показывает, что в целом имеет место существенное снижение нагрузки на электрическую сеть, а дополнительное воздействие от таких ламп на качество электроэнергии является незначительным.
Учитывая вышеизложенное, Правительство Российской Федерации
не поддерживает представленный законопроект.
№ 622049-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" (в части, наделяющей органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом осуществлять государственное регулирование тарифов на работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на территории соответствующего субъекта Российской Федерации). С докладом выступил первый заместитель председателя Комитета по энергетике Сергей Есяков.
Пояснительная записка к внесенному законопроекту:
С 1 июня 2013 года вступили в силу Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 (далее – Правила).
Правилами и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» предусмотрено наличие в обязательном порядке у каждого потребителя газа договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДКГО), заключенного со специализированной организацией.
Правилами установлено также, что цена указанного договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. В настоящее время такие методические рекомендации утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования». Однако механизм контроля за их соблюдением специализированными организациями, которые устанавливают тарифы на выполнение соответствующих работ, не определен.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В указанный перечень не входят работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДКГО в жилищном фонде.
В целях улучшения ситуации с техническим обслуживанием и ремонтом ВДКГО, а также защиты прав и интересов потребителей, в основном граждан, на территории субъектов Российской Федерации необходимо ввести государственное регулирование тарифов на работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДКГО исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, законопроектом предлагается дополнить главу VI «Основы экономических отношений в области газоснабжения» Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» новой статьей 221, позволяющей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять государственное регулирование тарифов на работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДКГО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Официальный отзвыв Правительства РФ на законопроект
Законопроектом предлагается ввести государственное регулирование цен на работы и услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (далее - ВДКГО) с наделением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению соответствующих тарифов.
Вместе с тем внутридомовое газовое оборудование является общим имуществом собственников помещений, вследствие чего работы и услуги по его техническому обслуживанию и ремонту в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. № 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" входят в состав работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения.
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, принцип государственного регулирования цен на техническое обслуживание и ремонт ВДГКО не соотносится с положениями жилищного законодательства Российской Федерации.
При этом введение государственного регулирования цен на техническое обслуживание и ремонт ВДКГО может привести к ограничению числа специализированных организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту ВДКГО.
На основании изложенного Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.