Законодательное Собрание Кировской области 8 декабря внесло в Государственную Думу РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
В соответствии с положениями статей 2, 39 и 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком многоквартирном доме, в том числе уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в этом доме.
Однако в правоприменительной практике возникают сложности реализации указанных норм Жилищного кодекса в отношении помещений в многоквартирных домах, находящихся в государственной или муниципальной собственности и закрепленных на вещных правах (праве хозяйственного ведения или оперативного управления) за государственным или муниципальным унитарным предприятием, учреждением или казенным предприятием, особенно в отношении имущества, находящегося в федеральной собственности.
Платежные документы, представленные специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), органам, осуществляющим полномочия собственника вышеуказанных помещений, возвращаются без оплаты со ссылкой на статьи 294 - 300 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с тем, что содержание указанного имущества осуществляется лицами, за которыми оно закреплено на соответствующем вещном праве.
Платежные документы, представленные региональным оператором лицам, за которыми помещения в многоквартирных домах закреплены на вещном праве, в ряде случаев возвращаются в связи с тем, что нормами специального законодательства (в данном случае жилищного) предусмотрена прямая обязанность собственника по несению расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, а применение при наличии прямых норм жилищного законодательства норм гражданского законодательства прямо противоречит части 1 статьи 7 Жилищного кодекса.
В связи с вышеизложенным вносимым законопроектом предлагается дополнить статьи 2, 39 и 169 Жилищного кодекса положениями, предусматривающими, что обязанность по уплате взносов несут лица, обладающие вещными правами на помещения в многоквартирных домах.
Также законопроектом с учетом пункта 4.3 Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений СП 13-102-2003, принятых постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 153, предлагается уточнить, что к перечню основных конструктивных элементов многоквартирного дома, степень износа которых в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса может послужить основанием для не включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (исключения из указанной программы), относится не крыша многоквартирного дома (степень износа которой фактически не может повлиять на целесообразность проведения капитального ремонта в данном многоквартирном доме), а перекрытия, в случае критического износа которых проведение других видов работ по капитальному ремонту многоквартирного дома фактически становится нецелесообразным.