О Стратегии по развитию жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года
Из выступления Дмитрия Медведева на форуме первичных организаций партии «Единая Россия» Москвы и Московской области «Городское развитие: жильё и ЖКХ».
Форум проходил в Москве 27 января 2016 года. (Стратегия направлена утром 28.01.2016).
Д.Медведев: Несколько слов о ключевых направлениях развития жилищно-коммунального хозяйства, которые заложены в Стратегию по развитию жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года. Хочу вас проинформировать, что я только что эту стратегию подписал.
Когда мы работали над приоритетами, то определяли их, исходя из конкретных запросов людей: что нужно человеку в доме. Понятно, что это вода, свет, тепло – элементарные блага, которые должны поступать без перебоев. Цена за эти услуги, которая указывается в платёжном документе, должна быть не заоблачной, она должна обеспечивать соответствующую окупаемость, не более того. Был принят целый ряд системных решений.
Первое – это возможность людей жёстко контролировать качество услуг, которые поставляет им управляющая компания. Коллеги тоже выступали, об этом говорили, как эта идея развивалась. Вы помните, какая бурная дискуссия была, нужно ли вводить лицензирование и соответствует ли это вообще духу рыночной экономики, не отступаем ли мы куда-то назад. Но вот опыт показал, что это было абсолютно правильное решение, правильная мера. Теперь у людей, которые живут в многоквартирных домах, есть реальная возможность заменить недобросовестного поставщика жилищных и коммунальных услуг.
В ходе дискуссии была выдвинута инициатива о том, как упростить этот процесс для потребителей: сократить срок действия новых лицензий у тех управляющих компаний, которые не работают ни с одним домом, до шести месяцев, или до года, тут разные цифры звучали. Я думаю, что шесть месяцев в принципе вполне достаточно, чтобы понять, кто чего стоит. Я эту идею поддерживаю и дам поручение проработать её Правительству.
Был принят закон, который вводит механизм штрафов в пользу потребителей. Теперь за некачественную работу, за неправильный расчёт в платёжке каждый пострадавший имеет право добиваться компенсации. Мы продолжим, как коллеги и предлагают, работать над повышением открытости этой системы. Активно идёт работа по запуску государственной информационной системы ЖКХ, в принципе она почти уже готова. Каждый из нас должен иметь возможность в любой момент, подчёркиваю: в любой момент, проверить, насколько обоснованы предъявляемые ему счета за коммуналку.
Второй момент – это тарифы на коммуналку и электроэнергию. К регулированию этой темы мы тоже подходим очень аккуратно. Несколько лет назад мы начали эксперимент по внедрению нового порядка расчёта за электроэнергию в зависимости от объёма её потребления. Этот эксперимент проходил в нескольких регионах. Мы планировали ввести повсеместно соответствующую практику 1 июля 2016 года.
Неделю назад я, как уже сказал, собирал совещание с участием наших коллег по партии и министров, где вопрос по тарифам, по электроснабжению для людей обсуждался. В итоге я принял решение перенести сроки введения нового порядка расчёта на 2017 год и, кроме того, отказаться от идеи о введении единой фиксированной абонентской платы. Также считаю правильным предоставить регионам дополнительные полномочия в этой области, чтобы они могли определять и сроки введения, и порядок расчёта. Я думаю, что это целесообразно, разумно делать именно на региональном уровне, а не командовать всем из столицы.
Теперь о коммунальных тарифах. Ещё в 2013 году мы принимали решение, чтобы блокировать их необоснованный рост. В результате коммунальные платежи в 2014 году выросли с 1 июля не более чем на 4,2% в среднем по России. Как я уже сказал, за счёт этих ограничений рост платы по стране должен составить в текущем году не более 4% в среднем.