Правительство РФ предлагает заменить государственное регулирование цен на тепловую энергию на установление властями только предельной цены для конечного потребителя. Зависеть такая цена будет от стоимости энергии от альтернативного источника (так называемой альтернативной котельной), замещающего централизованное теплоснабжение. Иными словами, максимальная цена на тепловую энергию не сможет быть выше, чем стоимость содержания локальной котельной.
Отмечается, что впервые установленный предельный уровень цены может быть утвержден ниже стоимости поставки энергии от "альтернативной котельной". В таком случае в дальнейшем он будет постепенно повышаться до уровня, соответствующего цене "альтернативной котельной".
Кроме того, предлагается изменить роль единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Имеется в виду организация, определенная в качестве ЕТО государством и обязанная заключить договор на поставку энергии с любым обратившимся потребителем, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения. В результате одобрения поправок ЕТО может стать единым центром ответственности в системе теплоснабжения, а следовательно, будет обязана обеспечивать параметры качества теплоснабжения и допустимых перерывов в таком снабжении.
Для контроля за деятельностью ЕТО может быть введен новый вид муниципального контроля. Представители муниципальной власти будут оценивать выполнение ЕТО инвестиционных планов, надежность и энергетическую эффективность системы теплоснабжения.
Соответствующий законопроект кабмина скоро будет внесен в Госдуму (распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2016 г. № 1034-р). Предлагаемую модель ценообразования предлагается вводить поэтапно на территориях отдельных поселений и городских округов, отнесенных к разным ценовым зонам теплоснабжения.
По мнению кабмина, изменения ценообразования и системы отношений в сфере теплоснабжения позволят мотивировать участников рынка поставки тепловой энергии к инвестициям в повышение эффективности систем теплоснабжения. Правительство также выразило уверенность в том, что это приведет к созданию новых рабочих мест в отраслях добычи и переработки полезных ископаемых, строительства, машиностроения и других.
Напомним, в соответствии с действующим законодательством ФСТ России определяет предельные уровни цен на такое снабжение, а уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с предельными уровнями устанавливают тарифы на тепловую энергию и осуществляют региональный контроль в области регулирования цен (ч. 2-3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении"; далее – закон о теплоснабжении). При этом органы местного самоуправления полномочий контроля или надзора относительно ЕТО не имеют (ч. 5-7 ст. 7 закона о теплоснабжении).