Платежи за ЖКХ подравняли по инфляции
Минэкономики предложило правительству весьма низкие темпы роста тарифов в 2017-м и следующих годах. Совокупный платеж населения за ЖКХ должен расти по прогнозной инфляции — на 4%, так же поднимутся в среднем тарифы на тепло, а индексация газовых цен предложена в 3%. Быстрее инфляции будут расти только тарифы на электроэнергию для населения — на 5%. Поставщиков энергоресурсов темпы роста тарифов не устраивают: генераторы замечают, что этих средств не хватит на модернизацию устаревающих мощностей.
Минэкономики определило предельные уровни индексации цен на электроэнергию и тепло для потребителей в 2017 году, эти данные содержатся в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017-2019 годы (см. также стр. 2). Сильнее всего могут вырасти тарифы на электроэнергию для населения — на 5%, тарифы электросетевых компаний увеличатся на 3% — ниже прогнозной инфляции на 2017 год, зафиксированной на уровне 4%. Тарифы на тепло для всех категорий потребителей вырастут также на 4%. Сценарий индексации тарифов для инфраструктуры (ЖКХ, железные дороги, газ) Минэкономики формировало по принципу "инфляция минус", но фактически медленнее инфляции будут расти только электросетевые тарифы и тарифы на газ (также на 3%). Рост совокупного платежа населения за коммунальные услуги также установлен по инфляции — 4%. Такие же темпы роста прогноз закладывает и на 2018-2021 годы. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что правительство рассмотрит документ 13 октября.
В 2017 году Минэкономики ожидает более существенного роста нерегулируемых цен на оптовом энергорынке (цены на электроэнергию определяются ежедневно, цены на мощность — на ежегодном отборе и фиксированы на четыре года вперед). Так, в 2017 году вилка роста оптовых цен составит 6,5-7%, на 2018-2019 годы заложен рост на 5,3-6,3%, на 2020-2021 годы — на 2,5-3,5%.
В "Т Плюс" Виктора Вексельберга (владеет ТЭЦ) говорят, что индексация предусматривает покрытие текущих издержек без инвестиций и развития инфраструктуры теплоснабжения. "С учетом того, что ресурс оборудования в тепле давно исчерпан, политика сдерживания тарифов в итоге работает против интересов потребителей",— считают в энергокомпании. В подконтрольной Андрею Мельниченко СГК (владеет когенерацией в Сибири) считают, что на сегмент теплоснабжения такая индексация сильно не повлияет. Многое зависит от теплоисточника, "какие-то из них сильно недофинансированы, у некоторых котельных, наоборот, завышены тарифы", отмечают в компании. Источник "Ъ" в отрасли замечает, что 4% — это "только латание дыр и никакой модернизации, а старение теплосетей идет очень быстро".
Более быстрый рост цен на электроэнергию для населения может несколько сократить перекрестное субсидирование (эти тарифы занижены из социальных соображений, тогда как промпотребители платят несколько больше). Но глава ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Василий Киселев считает, что при такой небольшой дифференциации эти параметры, вероятно, "просто замедлят дальнейший рост объемов перекрестного субсидирования". По оценкам главы Минэнерго Александра Новака, в 2015 году суммарный объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике достигал 238 млрд руб., но к 2022 году его объем должен снизиться до 45-50 млрд руб.
"Далее все упирается в инфляцию: если она окажется выше ожидаемого Минэкономики уровня, то энергетики и в меньшей степени газовики будут настаивать на повышении темпов роста тарифов",— полагает Александр Корнилов из "Атона". По прогнозам АКРА, инфляция в 2017 году будет на уровне 6%, в 2018 году — 5,2%. Поэтому в рамках индексации на 5% проблема перекрестного субсидирования не будет решена в обозримой перспективе, считает Наталья Порохова из АКРА. "Интересно, что цены на тепло также будут индексироваться по 4%, что ставит под сомнение цели реформирования рынка тепла, что требовало среднего роста тарифов в стране в 30%",— говорит она.