Начало года стало рекордно холодным – экстремально низкие температуры фиксировались не только в северных регионах, привычных к суровым морозам, но и на европейской территории России. Если в районах Крайнего Севера коммунальные системы рассчитаны на низкие температуры, например, вместе с сетями водоснабжения обязательно прокладывают сопровождающие горячие трубы, что не допускает разморозки системы, то в средней полосе, где -36 градусов не является нормой, а обычно зимы намного более мягкие, и применяются иные технологии.
Суровые морозы и резкие температурные скачки - это серьезная нагрузка на коммунальные системы, учитывая историческую недофинансированность отрасли, риск аварий очевиден, важна скорость их устранения.
Перед новогодними каникулами все коммунальные службы были приведены в повышенную готовность, Минстроем России было дано поручение провести проверку всех аварийных служб и алгоритма их реагирования на аварии. В каждом регионе и муниципалитете составлены пофамильные списки ответственных за бесперебойную работу коммунальных служб. Во всех субъектах действуют «горячие линии» по вопросам теплоснабжения.
В результате, мы видим, что коммунальные системы достойно проходят зимний период – число аварий не просто не выросло, а даже уменьшилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В целом по состоянию на 11 января 2017 г. было зафиксировано 119 нарушений в работе объектов жилищно-коммунального хозяйства (для сравнения, в прошлом году по состоянию на 11 января было зафиксировано 145 нарушений).
При этом число аварий на теплоснабжении снизилось на 36% (было 56 аварий, стало 36); а на горячем водоснабжении - на 33% (было 30 аварий, стало 20).
Показательно, что на объектах, управляемых концессионерами, аварийность снижается интенсивнее, чем в ГУПах и МУПах.
В целом по регионам, где действуют концессии (35 регионов), аварийность в теплоснабжении снизилась в среднем на 47%, а на водоснабжении – на 21%. По конкретным объектам, управляемым концессионерами, мы видим снижение аварийности с десятков в год до нуля – такие примеры есть в Тамбовской, Псковской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и в других регионах.
Необходимо отметить и слаженную работу региональных властей и коммунальных служб, которые показали способность оперативно устранять аварии. Например, в декабре в Оренбургской области была нарушена работа котельной при температуре -32 градуса. В течение нескольких часов теплоснабжение было запущено по резервной ветке, а уже до конца дня нарушение было полностью устранено.
В Московской области по разным причинам (нарушение электроснабжения, скачки давления при подаче газа, порыв теплотрассы и так далее) в новогодние каникулы коммунальные службы устраняли несколько аварий – и в каждом случае, несмотря на рекордно низкие для региона температуры, чрезвычайных ситуаций удалось избежать.
К сожалению, были случаи неэффективной работы региональных чиновников на местах. Так, чиновники Иркутской области на селекторных совещаниях и в отчетах докладывали о полной готовности и плановом прохождении отопительного сезона, однако выездная проверка в городе Вихоревка выявила нарушение температурного режима в домах граждан, вызванное плохим состоянием котельной, на ремонт которой ежегодно выделялись средства, и отсутствием необходимого запаса топлива.
Пришлось отправлять специалистов Минстроя, которые вместе с местными властями посетили коммунальные объекты города и пришли к выводу, что сложившуюся ситуацию можно было избежать. В результате губернатор принял необходимые решения для исправления ситуации в городе и отправил в отставку профильного регионального министра.
В конце своего выступления я хотел бы отметить, что из года в год региональные власти все внимательнее относятся к подготовке к зиме и быстрее устраняются нарушения в работе коммунальных объектов.
Мы продолжим внимательно следить за ситуацией в стране.
Для дальнейшего повышения стабильности работы коммунальных систем и улучшения качества коммунальных услуг мы, во-первых, продолжим работу с регионами по передаче в концессию объектов ЖКХ, и прежде всего это касается неэффективных ГУПов и МУПов (осталось 663 предприятия).
Во-вторых. Учитывая, что при нарушениях предоставления коммунальных услуг граждане в первую очередь звонят в управляющую компанию, да и аварии случаются не только на магистральных трубопроводах, но и в самих домах, мы продолжаем работу по повышению качества работы управляющих компаний. Начало этой работы было положено вводом лицензирования, когда у людей появилась реальная возможность сменить недобросовестную управляющую компанию. Следующим шагом, в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» мы планируем внедрить единый стандарт сервиса управления многоквартирными домами, в котором будет определен минимальный перечень работ и сроков их выполнения (в том числе проверка состояния общедомового оборудования), время реагирования на обращение граждан и т.д.