В Минстрое России объяснили, как напрямую платить за услуги ЖКХ
В июне большинство жильцов многоквартирных домов получили квитанции об оплате коммунальных услуг на новых бланках.
Плюсы перехода на прямые договоры по электроэнергии рассмотрели почти 32 миллиона жителей.
Их утвердили в конце мая 2018 года, значительно расширив перечень информации, которую должна содержать платежка. Но эксперты, внимательно изучившие единый платежный документ, считают, что он не подходит для прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
Закон о прямых договорах на оказание коммунальных услуг вступил в силу с апреля этого года. По нему жильцы могут платить за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение напрямую.
В этом случае денежные потоки минуют управляющую компанию, как промежуточное звено. Во многих регионах процесс перехода на прямые договора уже запущен, кое-где цифра даже успела приблизиться к 70 процентам от общего числа многоэтажек.
Именно поэтому ведущий юрисконсульт направления городского хозяйства Института экономики города Дмитрий Гордеев (не раз проводил семинары в Чебоксарах) обращает внимание, что новая платежка не дает четкого представления, как будут распределяться деньги жильцов. А это может привести к путанице при прямых расчетах. В частности, в едином платежном документе указан банковский счет. Но если платежку прогоняют через специальное считывающее устройство, вряд ли машина его распознает. "Для того чтобы деньги пошли куда надо, напротив каждого получателя должны быть штрихкоды конкретных организаций. Тогда деньги точно не зависнут на счете посредника, в качестве которого во многих регионах выступает единый информационно-расчетный центр", - поясняет Гордеев.
Чтобы деньги ушли куда надо, напротив каждого получателя должны быть штрихкоды конкретных организаций.
Причем, по его словам, это правило должно касаться и платы за капремонт. В Жилищном кодексе прописано, что в этом случае деньги должны вноситься сразу на спецсчет конкретного дома или перечисляться региональному оператору, который аккумулирует средства на своем счете. В противном случае возможны манипуляции с деньгами.
В Минстрое ответили, что форма платежки примерная. Обязателен только набор информации, который в ней обозначен. "Платежную квитанцию, согласно законодательству, выставляет исполнитель услуг. То есть при переходе на прямые договоры, например, на воду, платежка водоснабжающей организации будет содержать строки о водоснабжении и водоотведении", - подчеркнули в ведомстве.
Проще говоря, быть в платежке штрихкоду или нет, решают сами УК и ресурсники. Причем в случае с прямыми расчетами это не обязательно будет одна квитанция, их может быть несколько - по одной на каждый ресурс.
Вера Москвина, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
"В апреле текущего года вступил в силу закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. То есть у россиян теперь появилась возможность напрямую платить за свет, воду и тепло поставщикам этих ресурсов, а не через посредника в виде управляющей компании.
Многие, не разобравшись, решили, что отныне коммуналка будет стоить дешевле. Нет, не будет. Никакой своей маржи в цену коммунальных услуг управляющие компании никогда не закладывали. Тарифы на воду, газ, свет, отопление устанавливаются ресурсоснабжающими организациями и местными органами власти.
Управляющие компании не имеют права менять их по собственному усмотрению. Так что и в случае заключения прямого договора платить меньше все равно не получится. А вот больше бегать - очень даже вероятно. Поскольку все вопросы, связанные с качеством предоставляемых услуг, правильностью расчета потребления ресурсов и так далее, и тому подобное, придется решать самостоятельно путем обращения в соответствующую организацию. Если до заключения прямого договора с любой проблемой, будь то недостаточный напор воды или холодные батареи, собственник шел в управляющую компанию, то после все свои претензии ему придется уже направлять в разные конторы и взаимодействовать с ними лично.
Для управляющих же компаний выгода в заключении прямых договоров имеется. В каждом многоквартирном доме есть собственники, которые не оплачивают услуги ЖКХ. Кто-то не в состоянии: одинокие пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки, зарабатывающие и получающие гроши. А кто-то из неких "идейных" соображений, совершенно мне непонятных. Ну просто считает человек, что газ, например, в нашей стране для населения должен быть бесплатным. Бывают такие люди. А ресурсоснабжающей организации это абсолютно безразлично. Каждый месяц она требует с управляющей компании деньги за поставленные ресурсы. И не важно, есть они или нет. Не заплатили собственники за свет и воду? Берите из тех средств, что предназначались, скажем, на ремонт крыши, текущий ремонт подъездов и прочую эксплуатацию здания. А вот если потребители заключат прямые договора с поставщиками ресурсов, то эти самые поставщики с неплательщиками будут бороться уже сами. И требовать деньги с них, а не с управляющих компаний.
Это выгодно на самом деле и собственникам. Потому что они будут знать: те средства, которые они перечислили управляющей компании на эксплуатационные расходы, на них же и потрачены. А не на оплату чьих-то долгов за свет, воду и тепло."