Что ожидает нас с 1 августа. Мусорные тарифы сделают предсказуемыми
ФАС и Минстрой проследят за ростом стоимости вывоза отходов
Тарифы на вывоз и переработку мусора предлагается планировать не на 2–3 года, как сейчас, а сразу на период до 10 лет. С такой инициативой выступило Минприроды в проекте изменений к порядку разработки территориальных схем обращения с отходами. По словам экспертов, это поможет лучше ориентировать как население, так и операторов по вывозу мусора в регионах — им будет проще формировать свои инвестиционные планы. Кроме того, в схемах появится ранее отсутствовавшее требование к местным властям — учитывать приоритет переработки отходов над сжиганием.
Проходящая реформа мусорной отрасли может включить в себя проработку долгосрочных тарифов на вывоз отходов. Начиная с 2019 года их предлагается прогнозировать на срок до 10 лет. Такую инициативу Минприроды зафиксировало в поправках к порядку разработки территориальных схем обращения с отходами.
До сих пор тарифы на вывоз мусора не планировались заранее на столь длительное время. Как правило, они корректировались каждый год минимум на величину инфляции, а также в зависимости от того, заложено ли в тариф строительство новых мощностей, рассказал начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский. Из-за этого компаниям-операторам рынка приходилось подолгу вести споры с тарифными управлениями регионов об индексации цен.
Если новые поправки примут, операторы получат возможность самостоятельно предлагать индексацию тарифов на долгосрочную перспективу — максимум на 10 лет, но не менее срока действия контракта на вывоз мусора. Свои предложения компании будут прописывать в региональных стратегиях развития — так называемых территориальных схемах. Они должны быть утверждены властями субъектов РФ, а затем отправлены в следящую за ростом тарифов Федеральную антимонопольную службу (ФАС) для ознакомления, указано в поправках Минприроды.
Это очень важное новшество, так как терсхемы — обязательный для исполнения документ стратегического планирования, считает замруководителя ФАС Виталий Королев. Такой подход позволит лучше просчитывать и регулировать рост конечного тарифа для населения, отметили в службе.
При этом, властям не запрещается ежегодно индексировать расценки на вывоз мусора. Но при их пересмотре субъектам РФ нужно будет ориентироваться на ту величину тарифа, которая была заложена в утвержденные территориальные схемы.
ФАС совместно с Министерством строительства и ЖХК уже проводит мониторинг предлагаемых тарифных последствий перехода к новой системе регулирования. По данным службы, рост тарифов будет связан со строительством и вводом в эксплуатацию новых мощностей, а также перераспределением потока отходов. Антимонопольная служба попросила власти ряда регионов проследить за обоснованностью роста тарифов, добавил Виталий Королев.
В Минэкономразвития согласны с предложениями Минприроды, сообщили в пресс-службе ведомства. Там отметили, что тарифная политика должна быть сбалансирована с точки зрения рациональной нагрузки на экономику и потребителей, в том числе отвечать интересам и операторов рынка, которые рассчитывают на привлечение инвестиций в этот сегмент. В Минприроды на запрос не ответили.
Несмотря на опасения ФАС, региональные операторы пока не планируют значительного повышения тарифов. По расчетам объединяющей их ассоциации «Чистая страна», которая также работает над реформой рынка, в результате нее стоимость вывоза отходов в среднем не должна вырасти более чем на 12%, или на 30 рублей с человека.
Предложения правительства имеют значение как для населения, так и для операторов, считают источники в двух крупных операторах столичного региона. Согласно другой поправке, также указанной в документе Минприроды, при разработке терсхем должны «учитываться приоритеты максимального использования исходного сырья». Это может толковаться как приоритет переработки отходов над их сжиганием, считает источник в одной из компаний. Поскольку перерабатывать отходы дороже, чем их сжигать, это ставит операторов в невыгодную позицию, даже несмотря на возможность долгосрочного планирования тарифов, добавил представитель другого оператора.
Приоритет переработки над сжиганием неочевиден, в терсхемах необходимо прописывать, сколько регион планирует сжигать, а сколько — перерабатывать, считает участвующая в обсуждениях поправок председатель правления движения «РазДельный Сбор» Татьяна Нагорская. Она также считает, что появление возможности предлагать тарифы на длительный срок позволит бизнесу лучше планировать инвестиции, что в целом также должно сдержать необоснованный рост тарифов в регионах.