Госжилинспекция Чувашии

Минстрой разработал механизм бесперебойных поставок тепла, воды и водоотведения

К поставщикам ресурсов, которые не справляются с ситуацией, допускают отключения в отопительный сезон, будет применяться "перехват управления". Механизм схож с тем, что применяют к банкам при отзыве лицензии, назначая временную администрацию.

Целью предлагаемых изменений является быстрая передача управления ресурсоснабжающей организацией в руки руководителей, которые способны справиться с проблемой, в случае угрозы нарушения бесперебойного водо- или теплоснабжения. Они должны не допустить аварийной ситуации или справиться с ее последствиями. Такой маневр будет и называться "перехват управления". Применить его можно для смены руководства теплоснабжающей или теплосетевой организации, компании, осуществляющей горячее или холодное водоснабжение и водоотведение.

План публичного управления будет утверждаться регионом, отметила Елена Солнцева, директор департамента ЖКХ минстроя во время общественной экспертизы документа в Общественной палате России. При отклонении от этого плана управляющий будет отстранен.

Назначается администрация на 12 месяцев. Этого времени, по мнению разработчиков документа, достаточно для того, чтобы урегулировать ситуацию.

Проект закона о "перехвате управления" при риске непрерывности оказания коммунальных услуг во вторник поддержал Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, сообщили в министерстве строительства и ЖКХ. Норма будет распространяться на всех ресурсников, в том числе, на концессии и аренду, и даст четкий и прозрачный механизм выхода из кризисных ситуаций.

Использовать новый механизм планируется в экстренных случаях. Когда очевидно, что руководство ресурсоснабжающей компании не способно справиться с ситуацией, к примеру, поставить тепло, когда на улице зима. При принятии решения будут учитываться действия руководителей компании или их бездействие. "Перехват управления" неизбежен, если поставщик тепла и воды уклоняется от устранения причин аварийной ситуации, ликвидации последствий.

Законопроектом прописываются правила "перехвата управления". Власти субъекта обращаются в арбитражный суд с заявлением о введении публичного управления в ресурсоснабжающей организации и назначении публичного управляющего еще до вступления в силу решения арбитражного суда. С даты назначения управляющего полномочия руководителей ресурсоснабжающей организации прекращаются. Этот порядок схож с тем, что применяется при отзыве лицензии у банков. Публичный управляющий может распоряжаться имуществом организации. Кроме того, он обязан назначить единую теплоснабжающую организацию или гарантирующую организацию, в чьей зоне деятельности находятся объекты коммунальной инфраструктуры. Если публичное управление назначается в единой теплоснабжающей организации муниципалитета, допускается привлечение ресурсов соседнего населенного пункта.

В минувшем отопительном сезоне в 26 регионах страны не было ни одной аварии, а в 28 субъектах зафиксировано не более двух технологических нарушений, которые были связаны в основном с неблагоприятными погодными условиями, свидетельствуют данные минстроя.

Общее количество аварий в 2017-2018 годах сократилось на 11,6 процента по сравнению с предыдущим периодом. Наибольшего снижения (на 28 процентов) удалось добиться на объектах горячего водоснабжения.

Общественники и эксперты отмечают, что предложенный механизм "перехвата управления" вряд ли будет работать быстро. "Публичное управление не позволяет решить проблему в критических ситуациях, потому что это очень длительный процесс. Пока управление будет передаваться из чрезвычайной комиссии в субъект, из субъекта в арбитраж и обратно, население, которое, к примеру, в мороз осталось без тепла, замерзнет окончательно", - рассказала Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль». Кроме того, "перехват управления" до вынесения решения арбитражным судом ускоряет решение проблем ресурсоснабжающей организации, позволяет восстановить быстрее тепло и поставку других ресурсов, но в то же время увеличивает риск рейдерского захвата. По мнению общественников, переход управления до того, как доказано неэффективное управление действующей администрации ресурсоснабжающей организации, способствует этому.

Спорным моментом является и то, что законопроект предусматривает запрет на осуществление деятельности в качестве ресурсоснабжающей организации для государственных и унитарных муниципальных предприятий. Ограничение необходимо для развития конкуренции в сфере ЖКХ. Однако в небольших субъектах оно может только усугубить ситуацию.

"В крупнейших городах, в которых можно говорить о конкурентной среде, проживают 73 миллиона из 146 миллионов наших жителей. Это половина. А вторая половина живет в малых городах и сельских местностях, где конкурентную среду очень сомнительно создать", - отмечает Игорь Бабичев, руководитель аппарата Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

В настоящий момент значительное количество предприятий в сфере тепло- и водоснабжения, работающих в России, представляют собой государственные и унитарные предприятия. Ими поставляется потребителям 73 процента воды. Частные компании в этом секторе представлены в меньшей степени.

При этом 80 процентов всех потребителей - неотключаемые. Это жители домов, которым по закону нельзя перестать поставлять воду, и теплоснабжающие организации, которым поставщики воды не могут "прикрыть" кран в отопительный сезон даже при накопленной задолженности. По мнению поставщиков ресурсов, не много частных компаний готовы заходить на рынок ресурсов при таких жестких правилах работы.

Сейчас у власти сохраняется ответственность за обеспечение населения водой и теплом, и если никто из предпринимателей не хочет работать в определенной территории, то создается унитарное предприятие, которое и обеспечивает граждан теплом и водой.

 

Эксперты ОП РФ забраковали законопроект Минстроя о «перехвате управления» 

26 сентября в 11:00 в Общественной палате РФ (Миусская пл., д. 7) состоялись «нулевые» общественные слушания проекта Федерального закона № 508673-7 „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения“».

Организатор — Комиссия ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению. Модераторы — председатель Комиссии ОП РФ Андрей Максимов, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева., которая представила ключевую позицию ОП РФ по данной теме.

В общественной экспертизе законопроекта приняли участие члены Общественной палаты, общественных палат субъектов Российской Федерации, члены Научно-консультативного совета при Общественной палате, представители органов государственной власти, профессионального сообщества.

Елена Солнцева, помощник министра Строительства и ЖКХ РФ, рассказала о  сути законопроекта: в случае чрезвычайных ситуаций предполагается временная передача МУПов и ГУПов гарантирующим поставщикам коммунальных ресурсов. Для обеспечения бесперебойного теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, снижение количества технологических нарушений в работе жилищно-коммунального хозяйства предусматривается возможность введения публичного управления и назначения публичного управляющего теплоснабжающей организацией, теплосетевой организацией, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и их обособленными подразделениями в целях ликвидации или устранения угрозы чрезвычайных ситуаций.

Светлана Разворотнева сообщила, что в пояснительной записке нет обоснования, с какой целью вводится запрет на деятельность унитарных предприятий в указанных сферах. «Очевидно, что такая мера не приведет к развитию конкуренции, поскольку в большинстве случаев частный бизнес не заинтересован в деятельности по обеспечению населения коммунальными ресурсами, особенно в сфере водоснабжения и водоотведения, а также и в других сферах, если речь идет о малых городах и сельской местности. При этом в больших городах и в сфере теплоснабжения, являющихся на сегодняшний день наиболее привлекательной для инвесторов, конкуренция может обеспечиваться другими способами, в том числе – через передачу предприятий в концессии».

По мнению эксперта — ликвидация МУПов и ГУПов также не является эффективным методом борьбы с долгами в ЖКХ, в том числе – с задолженностями предприятий тепло- и водоснабжения перед энергетиками.

Участники встречи также высказали опасения, что даже в случае выполнения требований закона и превращении унитарных предприятий, к примеру, в казенные проблема долгов не будет решена, так как ответственность органов власти по оплате долгов предприятий не будет осуществляться в силу существующих ограничений бюджетов. Особенно это касается ответственности органов местного самоуправления по долгам МУПов. Глубокий дефицит большинства местных бюджетов просто не позволит им оплатить долги.

Также вызывали опасения участников обсуждения нормы законопроекта, касающиеся введения публичного управления для ресурсоснабжающих предприятий.

Елена Довлатова, исполнительный директор Ассоциации водоснабжения и водоотведения назвала разработанный проект документа «антизаконом», объяснив это тем, что документ не выдерживает критики как с точки зрения юридической техники, так и со стороны перечисленных целей документа и причинно-следственных связей принятия ФЗ.«От смены организационно-правовой формы ничего не изменится, и денег в данном случае больше не станет. Если есть одна единственная цель – позволить бюджету давать предприятиям деньги в случае чрезвычайных ситуаций, так давайте именно эту задачу решать», — обратилась к коллегам Елена Владимировна и предложила направить законопроект на экспертизу в институциональные вузы страны.

Андрей Максимов – резюмировал, что к масштабным изменениям схемы поставки коммунальных ресурсов отрасль не готова: «Наша задача сейчас добиться результата по данному законопроекту: обеспечить гарантии бесперебойной поставки воды и тепла в многоквартирные дома в случае чрезвычайных ситуаций. Механизм такой нужен и он должен быть выработан. Предложенный Минстроем России механизм негоден и задачу он не решает. Его нужно переработать. А вот не относящиеся к решению этой задачи предложения, которые как-то попали в этот законопроект,  о запрете МУПов в сфере водо- и теплоснабжения , конечно, должны быть из  документа изъяты».  Он также подчеркнул, что вопрос требует оперативного реагирования и предложил обобщить предложения сегодняшних докладчиков, оперативно отправить их в Госдуму РФ с фиксацией, что «мы его не поддерживаем». Параллельно в вузы следует разослать документ для юридического заключения, чтобы затем продолжить обсуждение доработанного документа,  даже если он будет принят в первом чтении в первозданном виде.



НО "Ассоциация предприятий ЖКХ Чувашской Республики"
27 сентября 2018
13:39
Поделиться