Совет Федерации РФ предлагает передать оплату установки счетчиков РСО
Правительство РФ рассматривает подготовленный Советом Федерации документ, предлагающий передать финансирование установки и поверки приборов учета света и тепла поставщикам коммунальных ресурсов.
По мнению Валерия Владимировича Рязанского, Председателя подведомственного Комитета по социальной политике, реализация выдвинутой инициативы не только снизит нагрузку потребителей в части покупки, установки и эксплуатации, но и составит правильную модель взаимоотношений поставщиков и потребителей КУ.
Чиновник также считает, что ресурсоснабжающие организации обладают средствами для выполнения нового функционала своей деятельности. К тому же, незначительное увеличение тарифов окажет им финансовую поддержку.
Выдвинутая инициатива вызвала бурные обсуждения в кругу экспертного сообщества. Так, Член Общественной палаты Москвы, Генеральный директор АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ» Александр Михайлович Козлов считает, что недостатки коммунального учета, сформировавшиеся в течение двадцатилетней практики, диктуют необходимость к приведению данных аспектов в порядок посредством введения системы централизованной установки индивидуальных приборов учета.
Представители Общественной палаты РФ поддерживают данную инициативу в первую очередь потому, что профессиональное сообщество не наблюдает прогресса и повышения эффективности в сегодняшней работе коммунальщиков.
«Мы всё время говорим о потерях тепла, электричества, приводим статистику неплательщиков по коммунальным услугам, но, к сожалению, ресурсоснабжающие организации не очень активно проявляют себя и в снижении потерь и по части собираемости платежей. Пока только декларативные разговоры», — выразил свое мнение первый Заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты РФ Артём Юрьевич Кирьянов.
Эксперт убежден, что успешное осуществление деятельности в части оплаты установки счетчиков со стороны РСО должно быть неразрывно связано с повышением эффективности организаций и умением экономно распоряжаться финансовыми механизмами.
Заместитель директора НП «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов в свою очередь уверен, что инициатива парламентариев привлекательна, но ее необходимо доработать. Больше всего эксперта заинтересовал вопрос, кому в таком случае будут принадлежать приборы учета.
Также Костянов обратил внимание на подход к расчетам повышения тарифных ставок, который, безусловно, должен быть разным, исходя из того, что на разные услуги, например, на электричество и отопление, тариф рассчитывается не одинаково.
Затрагивая вопросы о собственности счетчиков, Ведущий юрисконсульт направления "Городское хозяйство" Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Павлович Гордеев, выдвинул предложение о введении ограничений собственников приборов учета. По его мнению, это необходимо, чтобы избежать ситуаций с возможным изъятием установленных предприятием счетчиков в результате его банкротства.
«Возникает не совсем правильная ситуация, когда прибор учёта чужой, а его стоимость вынужден оплачивать я. Понятно, что потребитель в любом случае будет оплачивать, но тогда давайте называть вещи своими именами. Здесь концепцию, на мой взгляд, нужно поменять», — объяснил Гордеев.
Кроме того, эксперт затронул вопросы, касательные доходов от штрафных санкций в случае, если собственник квартиры не допустил представителей РСО для установки или поверки приборов, и предложил определить данный момент при рассмотрении нормативно-правового документа.
Обращаем Ваше внимание, Дмитрий Павлович Гордеев и Александр Михайлович Козлов выступят на тематических секциях XIV Ежегодного Всероссийского Форума Руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства, который состоится с 5 по 7 декабря 2018 года.
Светлана Разворотнева рассказала почему завинчивание тарифов не нравится ни потребителям, ни поставщикам ресурсов
25 октября исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева провела пленарное заседание: «Изменения в работе коммунальных предприятий в рамках государственной политики тарифного регулирования», прошедшее в рамках XI Всероссийского практического семинара «Реформа коммунального хозяйства: тарифное регулирование отрасли».
В своем выступлении она отметила, что тарифное регулирование в нашей стране является чрезвычайно чувствительной темой. Граждане жалуются на рост платы за коммунальные ресурсы и непрозрачность расчетов. Особенно это касается теплоснабжения. И это при том, что существует жесткий государственный контроль за ростом платежей на коммунальные ресурсы и уже несколько лет платежи растут в среднем на уровне инфляции.
Зачастую складывается впечатление, что их формирование – больше политический процесс, чем экономический – посмотрите на формирование тарифов на электроэнергию на Северном Кавказе и в Москве…
По мнению Разворотневой ограничение роста платежей не только не позволяет полностью снять социальную напряженность, но и вызывает многочисленные претензии ресурсоснабжающих предприятий, так как ограничения тарифов приводят к дестабилизации работы предприятий и понижению качества услуг. Особенно видны эти факты в водоснабжении.
Действительно, эффективность государственной системы регулирования отрасли вызывает много споров еще и потому, что она непрерывно корректируется. В последние годы произошел ряд важных изменений, связанных с появлением таких понятий как «Единая теплоснабжающая организация», «Ценовые зоны и внедрение расчетов по принципу «альтернативной котельной»», «Гарантирующая организация в сфере водоснабжения». Насколько эти изменения обеспечат оптимальные цены и качество – покажет время, но многие эксперты сходятся на том, что ресурс повышения эффективности отрасли – не в регулировании цен, а в проведении тотальной модернизации. Изношенная система советских времен чрезмерно затратна и дорога в эксплуатации.
Пока единственным инструментом модернизации являются, по замыслу Минстроя, концессионные соглашения. Ранее введено долгосрочное регулирование тарифов, субсидирование процентной ставки ресурсоснабжающим организациям, введена ответственность региональных властей за изменение параметров концессионного соглашения. Достаточны ли эти меры? Насколько эффективны действующие концессии при отсутствии длинных денег у концессионеров… Насколько концессионеры выполняют действующие соглашения? Насколько универсальным механизмом является концессия? На эти вопросы положительных ответов авторы концессионной доктрины пока не дают.
Западная Европа прошла этап реформы собственности коммунальных сетей от приватизации к деприватизации – сейчас там все возвращается в муниципальные руки. А мы с Минстроем заходим на эти грабли. Зачем? Проблема нашей страны – отсутствие последовательной политики и постоянная кампанейщина. Взять хотя бы свежий законопроект о «перехвате управления», рожденный Минстроем, который не решает поставленной задачи — обеспечить бесперебойную подачу ресурса потребителям не только в случае аварий, но и в случае колоссального долга перед ресурсниками. Вместо того чтобы помочь МУПам расфасовать долги и модернизировать сети, Минстрой все это предлагает отдать частникам…
Без поддержки государства невозможно решить и проблему депрессивных регионов и муниципалитетов. Вместо этого государство у нас служит источником роста цен – на днях принято постановление правительства, увеличивающее тарифы на коммунальные услуги на величину НДС. И донором государство наше быть не умеет – вместо адресной поддержки нуждающихся, оно льготирует скопом всех подряд, другой рукой завинчивая тарифы.