Светлана Разворотнева предложила Совфеду дополнить законодательство о переселении из аварийного жилья
9 ноября в Совете Федерации состоялись слушания, посвященные вопросам переселения граждан из аварийного жилого фонда.
В ходе встречи Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев обозначил новые контуры программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Он сообщил, что финансирование программы составит 80% из федерального бюджета и подчеркнул, что хоть программа обозначена до 2024 года, но в первую очередь предстоит расселить двухэтажные бараки. На эти цели предусмотрено 530 млрд. рублей.
В своем выступлении исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева отметила, что для выполнения программы необходимо вернуть институт технической инвентаризации МКД, иначе мы никогда не узнаем, сколько в стране аварийного жилья и не сможем оценить предстоящие объемы.
По мнению эксперта также необходимо развести по уровням власти принятие решений о признании жилья аварийным и ответственность за переселение из этого жилья. При решении задач переселения, безусловно, необходимо учитывать как обеспеченность переселяемых граждан жильем, так и их материальную обеспеченность.
— Безусловно, согласна и с тем, что роль государства в переселении граждан из аварийного жилья должна заключаться не в том, чтобы капитализировать имеющуюся у граждан собственность, а в том, чтобы обеспечить им безопасное проживание. И эта задача может решаться путем предоставления «крыши над головой» — в специализированном жилищном фонде, как минимум не подлежащим приватизации.
По мнению Разворотневой необходимы дифференцированные инструменты для решения вопроса переселения в крупных и малых городах. Крупные города это могут решить за счет строительства нового жилья, в том числе за счет привлечения средств инвесторов по программам развития застроенных территорий. А в малых городах, куда инвесторы не идут, придется искать другие – более сложные «формулы». Тут возможно, решение проблем отсутствия маневренного фонда (куда по закону следует переселять собственников аварийного жилья), можно было бы решить за счет аренды «лишних» квартир в жилом секторе. Для этого необходимо разработать условия заключения долгосрочных договоров аренды, которые муниципалитет сможет заключать с собственниками-частными лицами; предоставить муниципалитетам средства на их заключение с целью формирования арендного фонда для обеспечения жильем нуждающихся (в том числе и очередников, которые по 30 лет стоят в очереди) или через органы соцзащиты выделять жилищные субсидии для граждан, нанимающих жилье в частном секторе самостоятельно. Можно также для этих целей организовать процедуру передачи в оперативное управление муниципалитета квартир с накопленными долгами на длительный срок.
В связи с этим, в законодательстве необходимо предусмотреть перечень механизмов вовлечения внебюджетных средств для программы переселения и обозначить реальные финансово-экономические расчеты, основанные на фактическом учете объемов жилищного фонда, нуждающегося в переселении ежегодно и требующихся объемах финансовых средств.