Проблемы управления многоквартирными домами
«Система управления многоквартирными домами нуждается в модификации», - такое мнение высказала руководитель НП «ЖКХ Контроль», председатель комиссии по ме-стному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Общественной палаты Российской Федерации Светлана Разворотнева в интервью изданию «Эксперт-Урал».
- Премьер Медведев заявил, что правительство РФ будет решать проблемы ЖКХ, опираясь на мнения людей. Работают ли сегодня инструменты общественного контроля в отрасли? Как жильцы могут повлиять на состояние коммуналки?
- На глобальные проблемы, с которыми сталкивается ЖКХ, довольно трудно воздействовать не только потребителям, но и региональным, местным органам власти. В модернизацию отрасли деньги не вкладывались почти 30 лет: инфраструктура изношена на 90%.
Что касается контроля, то Жилищный кодекс дал собственникам широкие права воздействовать на ситуацию в сфере управления собственным жильем.
- Ко второму чтению в ГД готовится законопроект о саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами: в первом он принят еще год назад. Какие изменения претерпел документ? Насколько актуально саморегулирование для УК?
- Законопроект сильно модифицирован, недавно была согласительная комиссия по этому поводу.
Документ предусматривает обязательную разработку квалификационных требований к деятельности УК, контроль за этой деятельностью, ежегодное прохождение экзаменов для членов СРО.
Не знаю, решит ли он все проблемы, но определенным стимулом для цивилизации рынка управления жильем он должен стать.
Сейчас существуют добровольные объединения управляющих компаний. Некоторые из них действительно создают поле для обмена информацией и повышают квалификацию членов.
Когда государство продекларировало, что это сфера ответственности собственников, как хотите, так и разбирайтесь, это было тяжелым временем: масса злоупотреблений, пропавшие деньги и исчезнувшие УК, обанкротившиеся ресурсоснабжающие организации.
Одним законом всех проблем регулирования деятельности управляющих организаций не решить, нужен комплекс мер.
СРО, к примеру, не будет заниматься конфликтами между собственниками, а именно с ними, судя по обращениям, связано большинство проблем.
На экспертных площадках мы обсуждаем серьезную модификацию управления домами. Предлагается проводить собрания собственников по типу конференции, где необязательно присутствовать 50 % жителям.
- А как вы относитесь к предложению о гослицензировании УК?
- Перед нами стоит обратная задача - сократить объемы государственного вмешательства, в том числе в деятельность бизнеса, работающего в отрасли ЖКХ.
Уже созданы Госжилинспекция, которая занимается проверками УК, есть муниципальный контроль жилищной сферы.
Не факт, что надо еще и гослицензирование вводить. Тем более вопрос о том, являются ли УК бизнесом или это публичная услуга, до сих пор в плоскости дискуссии.
Де-юре это бизнес, а де-факто, если что случись, отвечают власти. Хотя где-то именно при их попустительстве эти компании нарушали законы.
- Счетная палата РФ выступила с инициативой заморозить тарифы ЖКХ. Насколько это возможно без ограничения тарифов на энергоресурсы?
- С одной стороны, тарифы на энергоносители растут опережающими темпами, с другой - Федеральная служба по тарифам рассказывает, что хотя бы до 2014 года будет минимизирован рост цен на газ.
На мой взгляд, надо отказываться от повышения тарифов во всех регионах страны одновременно, потому что это создает дикие инфляционные ожидания и социальное напряжение.
Если бы это происходило точечно в увязке с региональными инвестиционными программами, было бы правильнее.
При этом все равно нужен федеральный регулятор, который формировал бы долгосрочную инвестпрограмму субъекта, определял доходные источники для нее, в том числе и тариф, который не должен меняться на протяжении определенного времени.