Госжилинспекция Чувашии

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 № 46-П

"По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил

предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений

в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан

В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева" (извлечения по сути постановления)

Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно абзацу второму пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354)

потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на

плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении

и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

1.1. Конституционность приведенного нормативного положения оспаривают гражданка В.И. Леонова и гражданин Н.Я. Тимофеев - собственники квартир в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, при этом в их квартирах установлены индивидуальные квартирные источники тепловой энергии (газовые котлы).

В квартире В.И. Леоновой, которая ранее являлась нежилым помещением, используемым в качестве магазина, установка такого источника произведена в 2002 году на основании разрешения...

 В квартире Н.Я. Тимофеева работы по устройству автономного отопления произведены в 2005 году в соответствии с проектом, выполненным ОАО "Чувашсетьгаз", с учетом технических условий, предоставленных администрацией города Канаш Чувашской Республики.

После установки в квартирах заявителей индивидуальных квартирных источников тепловой энергии плата за коммунальную услугу по отоплению им не начислялась, однако соответствующие платежи стали начисляться

В.И. Леоновой - с января 2017 года управляющей компанией,

Н.Я. Тимофееву - с октября 2014 года ресурсоснабжающей организацией.

Таганрогский городской суд по В.И. Леоновой апелляционным определением от 19.02.2018 сослался на правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации (решение от 07.05.2015 № АКПИ15-198), отметившего, что

действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление,

в связи с чем Правительством Российской Федерации не урегулирована возможность определения раздельно

норматива потребления тепловой энергии на общедомовые нужды

и норматива ее потребления для отопления жилого (нежилого) помещения.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 13.12.2016, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 05.04.2017, удовлетворены исковые требования ресурсоснабжающей организации к Н.Я. Тимофееву.

В передаче жалобы на данные судебные постановления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции Н.Я. Тимофееву отказано определением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 29.06.2017.

В обоснование своих выводов суды сослались на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", вводящую, по их мнению, запрет перехода на отопление жилых помещений, расположенных в подключенных к системе централизованного отопления многоквартирных домах, с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

1.2. При рассмотрении настоящего дела Конституционный Суд Российской Федерации считает необходимым исходить из того, что переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует

соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

6. По имеющейся в открытом доступе информации, такие случаи начисления управляющими компаниями или ресурсоснабжающими организациями платы за коммунальную услугу по отоплению и последующего взыскания задолженности в судебном порядке носят достаточно распространенный характер.

Учитывая изложенное, Конституционный Суд Российской Федерации полагает необходимым установить следующий порядок и особенности исполнения настоящего Постановления:

Правительству Российской Федерации надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.

До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений собственники и пользователи жилых помещений, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды.

Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

при пересмотре судебных решений, основанных на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,

если такой пересмотр осуществляется до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления,

судам надлежит руководствоваться утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации методическими рекомендациями по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать абзац 2-й пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение,

не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению

платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении

и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме,

обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые,

соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ,

перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии

и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим,

вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

2. Правительству Российской Федерации надлежит незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование,

в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии,

имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

3. Судебные решения, вынесенные в отношении граждан Леоновой Валентины Ивановны и Тимофеева Николая Яковлевича и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации". 



НО "Ассоциация предприятий ЖКХ Чувашской Республики"
29 декабря 2018
12:57
Поделиться
;