Светлана Разворотнева: «Жаль, что экологический оператор создан уже после запуска реформы»
Президент России Владимир Путин подписал указ о создании Российского экологического оператора – это публично-правовая компания по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
«Российский экологический оператор» в 2019 году получит 75 миллиардов рублей из федерального бюджета в рамках госпрограммы «Экология» и будет распоряжаться ими на «принципах возвратности, прибыльности и ликвидности». С 2020-го года компания станет главным распорядителем бюджетных средств от экологического сбора, который с 2020-го года планируется заменить на экологический налог. Новая структура, согласно указу, займется стимулированием инвестиций в рамках национального проекта на рынке переработки отходов
Компании также поручено разрабатывать нормативные акты в сфере утилизации отходов, выкупать территории под мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы, а также доли в компаниях, работающих на этом рынке. Кроме того она должна «обеспечить создание и функционирование единой государственной системы учета твердых коммунальных отходов» по каждому субъекту РФ.
Госкомпания будет находиться в Москве, а функции и полномочия учредителя возлагаются на Минприроды РФ. В наблюдательный совет компании войдут первый вице-премьер Антон Силуанов и главы Минприроды, Минстроя и Минпромторга – Дмитрий Кобылкин, Владимир Якушев и Денис Мантуров соответственно.
Комментарий исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой:
— Я считаю, что создание Российского экологического оператора – одно из лучших решений властей за последнее время. Проведение такой масштабной реформы требует методической поддержки органов власти и мониторинга за ее реализацией в регионах, потому что регионы реформировали систему на свой лад и вкус, действуя разрозненно, и получилось, что нормы накопления на соседних территориях отличаются в разы!
Второе – нам действительно нужен государственый институт развития в сфере экологии, который наладит системное сотрудничество между общественными экологическими организациями и государством, сформирует единую повестку в области экологии, а также будет содействовать в решении актуальных экологических проблем. Но главное – такой институт должен обеспечить привлечение в отрасль частных партнеров, без которых не удастся наладить цивилизованную переработку отходов и рекультивацию уже существующих полигонов. Ведь у многих региональных операторов ТКО никаких технологий нет, они просто вывозят мусор на отведенные схемой полигоны, но это не то, что должно быть достигнуто реформой. В госпрограмме «Экология» какие-то деньги есть, но их явно не достаточно на строительство объектов инфраструктуры по переработке ТКО по всей стране – нужна целая программа господдержки инвестпроектов и привлечения инвесторов.
Хорошо, что наблюдательный совет единого оператора будет межведомтсвенным – это позволит сразу преодолеть многие барьеры, которые препятствуют сложным проектам.
Остается только пожалеть, что данный институт создан уже после запуска реформы, а не до. Считаю, что начинать «мусорную реформу» нужно было именно с этого шага. Потом отработать нормативы и тарифы для всех категорий производителей отходов, подготовить полигоны, сортировку и переработку, а лишь затем вводить отдельную строчку в платежки. И еще замечу, что подобный институт развития очень нужен и в ЖКХ. Им вполне могла бы стать успешно действующая государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ».