Как рассчитать плату за обращение с ТКО
С 1 января 2019 года порядок расчета платы за услугу по вывозу мусора изменился. Дело в том, что вывоз ТБО перешел в коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Для трех регионов изменения перенесли, остальным разрешили действовать по ситуации. В рекомендации мы разобрали три способа расчета платы за услугу, по каждому привели примеры.
Порядок изменения платы за содержание жилья
С момента, как в вашем регионе начнет действовать региональный оператор по обращению с ТКО, исключите расходы на вывоз ТБО из платы за содержание жилого помещения. Коммунальную услугу по обращению с ТКО укажите в платежном документе отдельной строкой.
Размер расходов по вывозу ТБО определите по смете работ и услуг по содержанию общего имущества МКД или по расшифровке к плате за жилое помещение, которую утвердил орган местного самоуправления. Уменьшите плату за содержание жилого помещения пропорционально составляющей расходов на вывоз ТБО.
Внимание: порядок предоставления КУ по обращению с ТКО и расчета платы за нее регламентирован главой ХV(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354. Договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО не является договором ресурсоснабжения, его считают специальным видом договора предоставления КУ. Такой договор регулируется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156.
Вы можете не уменьшать размер платы за содержание жилья на сумму вывоза мусора в двух случаях:
- если такое решение примут собственники помещений на общем собрании;
- если в договоре управления есть условие о возможности перераспределить составляющую платы по вывозу мусора на другие работы по содержанию общего имущества дома.
Об изменениях предупредите жителей за 30 дней до выставления квитанции.
Порядок оплаты услуги по обращению с ТКО
Плату за обращение с ТКО определяют по тарифу, который утвердили для регоператора, и нормативу накопления. Размер платы рассчитывают одним из трех способов: по количеству граждан, по площади помещения или дифференцированно. Порядок расчетов для каждого региона определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.
Способ 1. Расчет платы по количеству граждан
Способ 1. Расчет платы по количеству граждан. При таком способе плату рассчитывают на каждого гражданина, который проживает в помещении.
Если в помещении нет постоянно проживающих граждан, то плату рассчитывают по количеству собственников квартиры.
Такой порядок установлен пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Пример: расчет платы по количеству граждан
УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 2,6 куб. м/чел.;
- количество потребителей, которые проживают в квартире № 30, – 3 чел.
Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Далее перемножила тариф на 1/12 часть норматива и на количество жителей в квартире:
650,4 × (2,6 : 12) × 3 = 409,75 руб.
Размер платы за ТКО – 409,75 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.
Чтобы установить, сколько граждан проживает в квартире, можно провести осмотр помещения и составить по его результатам акт. Пример такого акта мы показали на рисунке.
Способ 2. Расчет платы по площади помещения
Способ 2. Расчет платы по площади помещения. В этом случае в расчете платы за ТКО используют данные о площади помещения потребителя, норматив накопления и тариф на обращение с ТКО. При таком способе количество проживающих в квартире граждан не имеет значения.
Пример: расчет платы по площади помещения
УО нужно рассчитать ежемесячную плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- годовой норматив накопления ТКО, утвержденный региональными властями, – 0,087 куб. м;
- площадь квартиры № 30 – 65 кв. м.
Чтобы применить годовой норматив накопления в расчете ежемесячной платы, УО разделила размер норматива на 12. Затем тариф умножила на 1/12 часть норматива и на площадь квартиры:
650,4 × (0,087 : 12) × 65 = 306,5 руб.
Размер платы за ТКО составил 306,5 руб. Такую плату УО будет ежемесячно выставлять потребителю в платежном документе.
Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов
Способ 3. Расчет платы при раздельном накоплении отходов. При раздельном сборе ТКО плату определяйте по объему контейнеров. В расчете используйте сумму объемов всех контейнеров, которые предназначены для раздельного сбора. Просчитанный объем умножайте на тариф и количество проживающих лиц или площадь помещения – в зависимости от способа расчета, который утвержден в вашем регионе.
Пример: расчет платы при раздельном накоплении ТКО
УО нужно рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО собственнику квартиры № 30. В расчете используется:
- тариф на ТКО – 650,4 руб./куб. м;
- количество зарегистрированных в квартире № 30 лиц – 3 чел.;
- расчетное количество лиц, которые могут получать услугу, – 200 чел.;
- три контейнера объемом 0,8 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период;
- пять контейнеров объемом 1,1 куб. м, которые регоператор вывез за расчетный период.
Чтобы определить объем мусора, УО сложила объемы всех контейнеров, которые вывез регоператор:
(3 × 0,8) + (5 × 1,1) = 7,9 куб. м.
Затем тариф, полученный объем вывезенного мусора и соотношение количества проживающих в квартире к общему количеству всех жителей в МКД перемножили:
650,4 × 7,9 × (3 : 200) = 77,07 руб.
Размер платы за ТКО – 77,07 руб. Такую плату УО выставит только за расчетный период. В следующем месяце размер платы нужно рассчитать снова исходя из объема вывезенного мусора.
Внимание: тариф на услугу по обращению с ТКО ФАС может признать незаконным
Комиссия ФАС признала службу по тарифам Астраханской области нарушившей тарифное законодательство в области обращения с ТКО. В ходе проверки инспекторы выявили, что в тариф заложили затраты на сжигание мусора и завысили численность персонала регоператора. В результате тариф превысил экономически обоснованный уровень.
Службу по тарифам обязали устранить нарушения и установить обоснованный размер тарифа.
Подобные проверки обоснованности предъявляемых населению сумм для оплаты услуг за вывоз ТКО проводят по всей стране. Во многих областях тарифы уже снизили.
Порядок перерасчета платы
В двух случаях придется сделать перерасчет платы по услуге по обращению с ТКО: житель отсутствовал в помещении и услугу оказали некачественно. Рассмотрим каждый случай подробно.
Перерасчет в связи с временным отсутствием. Сделайте перерасчет платы, если житель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд. Плату уменьшите на основании:
- письменного заявления жителя о перерасчете. Такое заявление житель должен подать до своего отъезда или не позднее 30 дней после возвращения в квартиру;
- документа, который подтвердит отсутствие жителя в помещении. Это может быть, например, копия командировочного удостоверения, счет об оплате проживания в гостинице, справка из стационара и т. д.
Такой порядок установлен пунктами 148(22), 148(44) Правил № 354.
Перерасчет в связи с оказанием некачественной услуги. Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, жители вправе требовать уменьшения платы за ТКО. Такое право закреплено в пункте 148(45)Правил № 354.
Основанием для перерасчета платы станет акт, которым зафиксировали факт ненадлежащего оказания услуги.
Перерасчет платы потребителям делает исполнитель коммунальных услуг. Затем он составляет претензию об уменьшении размера платы и предъявляет ее регоператору. Если регоператор не реагирует на претензии и продолжает нарушать периодичность вывоза мусора, обратитесь в надзорные органы. Жалобу на ненадлежащие услуги рассмотрят:
- Росприроднадзор – если региональный оператор нарушает условия лицензии или создает проблемы в области экологии и охраны окружающей среды;
- Роспотребнадзор – при нарушении санитарно-эпидемиологических норм и правил;
- государственный орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором, – проверит нарушения условий соглашения по обращению с ТКО;
- региональная энергетическая комиссия – установит, были ли нарушения в области обоснованности тарифов на услуги регионального оператора.
Расчеты с регоператором
Плата за услуги регионального оператора по обращению с ТКО имеет две составляющие – объем услуги и тариф на нее. Размер тарифа, который применяют в расчетах с УО или ТСЖ, должен соответствовать тарифу для потребителей (п. 148(28) Правил № 354).
Методику определения объема вывоза ТКО утверждает орган государственной власти субъекта РФ. Утвержденная методика становится основой при определении условий договора между управляющей МКД организацией и региональным оператором.
Объем или массу ТКО определяют одним из способов:1
- по нормативам накопления ТКО, которые выражаются в количественных показателях объема;
- исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Такой порядок определен подпунктом «а» пункта 5, пунктом 6 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства от 03.06.2016 № 505.
Региональный оператор по обращению с ТКО может нарушать правила и требовать от вас дополнительного участия в его деятельности. Чтобы не брать на себя лишнего, требуйте нормативного обоснования новых обязанностей. В таблице мы перечислили основные требования регоператора, с которыми столкнулись ваши коллеги.
Таблица. Как реагировать на неправомерные требования регоператора
Действие регионального оператора по обращению с ТКО |
Ответ управляющей МКД организации |
Требует предоставить паспорта отходов |
Откажите регоператору. Управляющая МКД организация не является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. УО или ТСЖ такие отходы не вырабатывают |
Запрашивает персональные данные собственников помещений |
Откажите регоператору. Передать персональные данные можно только после получения письменного согласия собственников. Это следует из статьи 9 Закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Исключение: переход на прямые договоры. В этом случае у управляющих МКД организаций есть право передавать информацию о собственниках помещений. Для такой передачи согласия не понадобится |
Требует предоставить информацию о контейнерных площадках |
Предоставлять такую информацию – ваше право, а не обязанность. Как правило, процедуру передачи данных между контрагентами оговаривают в условиях договора |
Оплатить КР на СОИ |
Откажите регоператору. Законодательство не предусматривает понятие КР на СОИ в части обращения с ТКО |
Требует подписать типовой договор без рассмотрения протокола разногласий |
Обратитесь в суд. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО носит публичный характер только для региональных операторов (ч. 1 ст. 24.7 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ). Поэтому остальные участники отношений могут претендовать на изменение условий договора (ст. 445 ГК) |