Первая из них сфокусируется на общих системных вопросах развития рынка жилья и формирования комфортной городской среды. Вторая подгруппа займется темой совершенствования механизмов финансирования жилищного строительства. Основная тема работы третьей подгруппы - комплексное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также эффективное использование земель в целях массового жилищного строительства.
Еще одна подгруппа сконцентрируется на проблемах модернизации строительной отрасли и повышения качества индустриального жилищного строительства. В отдельные подгруппы также выделены вопросы снижения административной нагрузки на застройщиков, совершенствования нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере строительства, тема развития и формирования комфортной городской среды, а также проблемы переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.
Ранее Путин поручал организовать проведение расширенного заседания президиума Госсовета в Татарстане 10-12 февраля. Обновленный формат предполагает, что обсуждение заявленной темы ведется в течение нескольких дней при участии представителей правительства и регионов. Оно разделено на несколько секций, а дискуссии проходят с акцентом на достижение задач, поставленных в приоритетных национальных проектах. В финальный день в обсуждении принимает участие глава государства.
Первое заседание президиума Госсовета в формате круглых столов состоялось 23 ноября 2018 года в Крыму и было посвящено реализации 12 национальных проектов. Было сформировано несколько тематических подгрупп, посвященных, в частности, демографии и здравоохранению, науке и образованию, жилью и городской среде, экологии, цифровой экономике и инфраструктуре, культуре, экономике.
Позднее первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко сообщил о планах Кремля провести отдельные заседания президиума Госсовета по каждому из 12 национальных проектов. При этом он уточнил, что "многие из заседаний будут проходить с выездом в регионы".
Нацпроект "Жилье и городская среда"
Жилищный нацпроект рассчитан на 2019-2024 годы и подразумевает общие расходы в размере 1 трлн 66,2 млрд рублей, в том числе 891 млрд рублей - из федерального бюджета, 167,8 млрд рублей - из консолидированных бюджетов субъектов РФ и 7,4 млрд - из внебюджетных источников.
Паспорт проекта содержит четыре раздела: "Жилье", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Ипотека" и "Формирование комфортной городской среды". Его куратором назначен вице-премьер Виталий Мутко, руководителем - министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев.
Проект ставит целью улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно к 2024 году. К этому же сроку предполагается увеличение объема жилищного строительства в России не менее чем до 120 млн кв. м в год. При этом, по информации Росстата, по итогам 2018 года данный показатель составил 75,3 млн кв. м.
Увеличения объема ввода жилья планируется достичь в том числе за счет введения безрисковых для граждан инструментов инвестирования в жилищное строительство, эффективного вовлечения земель в оборот, господдержки строительства инфраструктуры в жилых проектах, а также модернизации строительной отрасли и оптимизации административных процедур. Также в нацпроекте ставится задача по развитию ипотечного рынка, в том числе за счет роста рынка ипотечных ценных бумаг.
Объемы непригодного для проживания жилищного фонда, согласно программе, должны устойчиво сокращаться. Ожидается, что в 2021 году будет расселено 2,14 млн кв. м, в 2024-м - 9,54 млн кв. м непригодного для проживания жилищного фонда. В настоящее время аварийный жилой фонд оценивается примерно в 12 млн кв. м.
Еще одна цель нацпроекта - увеличение к концу 2024 года доли городов с благоприятной средой с 25% в 2019 году до 60% общего количества городов РФ. Методика формирования индекса городской среды должна быть утверждена в марте 2019 года. Среди критериев оценки - доступность городской среды для маломобильных групп населения и цифровизация городского хозяйства. Также будет учитываться то, как программы благоустройства городов синхронизируются с другими национальными проектами.