Юридическая консультация: что делать, если вы затопили соседей
Потоп в квартире – штука обидная и дорогая, особенно если пострадали еще и ваши соседи. Причиной может стать не только забывчивость и невнимательность домочадцев, но и поломка в общедомовой системе водоснабжения или ремонтные работы. Что делать, если случилась такая неприятность и как урегулировать финансовые вопросы с соседями, читайте в материале сайта "РИА Недвижимость".
1. Кто и в каких случаях несет ответственность за залив соседских квартир?
В многоквартирном доме существует два типа имущества – общее домовое и индивидуальное. За общее домовое имущество и его исправную работу несет ответственность управляющая компания, за индивидуальное – собственники квартир. Соответственно, для того чтобы определить виновника потопа и потенциального ответчика в случае подачи иска, нужно понять, что именно привело к затоплению.
Если потоп вызвала неисправность общего домового имущества (стояка, например), то нести ответственность будет управляющая компания. Но если потоп произошел из-за незакрытого или неправильно установленного крана, то отвечать за это будет собственник квартиры.
Если залив произошел во время ремонта, который осуществлял подрядчик (строительная организация) и у собственника квартиры был заключен договор с данным подрядчиком, то основным ответчиком все равно остается собственник квартиры!
В процессе судебного разбирательства возможно привлечь подрядчика как соответчика, либо третье лицо. Не исключено, что в таком случае судья заменит ответчика на данную строительную организацию. Кроме того, собственник квартиры также может выставить иск к компании, сотрудники которой осуществляли ремонтные работы и стали причиной залива. Однако если строительная компания является членом саморегулируемой организации, то при соответствующем отчете от комиссии, который подтвердит, что потоп вызвали действия сотрудников данной строительной организации, ущерб может возместить СРО.
Нередко потоп происходит в квартире, которую арендует третье лицо. В этом случае нужно обратить внимание, что собственник квартиры оплачивает капитальный ремонт, а наниматель – текущий ремонт. Так, при потопе владелец будет нести ответственность за неисправность в батареях и трубах, а наниматель – за незакрытый кран. Но это работает только в том случае, если квартира сдается официально с оформлением договора, где подобные вещи прописаны. Если же договора нет, то ответственность полностью лежит на хозяине.
Если потоп вызвала неисправность общего домового имущества (стояка, например), то нести ответственность будет управляющая компания. Но если потоп произошел из-за незакрытого или неправильно установленного крана, то отвечать за это будет собственник квартиры.
Если залив произошел во время ремонта, который осуществлял подрядчик (строительная организация) и у собственника квартиры был заключен договор с данным подрядчиком, то основным ответчиком все равно остается собственник квартиры!
В процессе судебного разбирательства возможно привлечь подрядчика как соответчика, либо третье лицо. Не исключено, что в таком случае судья заменит ответчика на данную строительную организацию. Кроме того, собственник квартиры также может выставить иск к компании, сотрудники которой осуществляли ремонтные работы и стали причиной залива. Однако если строительная компания является членом саморегулируемой организации, то при соответствующем отчете от комиссии, который подтвердит, что потоп вызвали действия сотрудников данной строительной организации, ущерб может возместить СРО.
Нередко потоп происходит в квартире, которую арендует третье лицо. В этом случае нужно обратить внимание, что собственник квартиры оплачивает капитальный ремонт, а наниматель – текущий ремонт. Так, при потопе владелец будет нести ответственность за неисправность в батареях и трубах, а наниматель – за незакрытый кран. Но это работает только в том случае, если квартира сдается официально с оформлением договора, где подобные вещи прописаны. Если же договора нет, то ответственность полностью лежит на хозяине.
2. Если компания, которая проводила работы, признает свою вину, снимает ли это ответственность собственника перед соседями?
К сожалению, избежать ответственности собственнику жилого помещения за причиненный ущерб вряд ли получится, поскольку законодательство РФ на последнего возлагает обязанность осуществлять постоянный контроль за надлежащим состоянием этого жилого помещения, в том числе и за состоянием оборудования в квартире, за качеством проводимых в квартире работ, в том числе и третьими лицами.
Однако выходом из подобной ситуации является регрессное требование к организации о взыскании денежных средств.
Однако выходом из подобной ситуации является регрессное требование к организации о взыскании денежных средств.
3. Если квартира застрахована, то можно ли потребовать компенсацию ущерба со страховой компании?
Если квартира застрахована от причинения вреда третьим лицам, то страховая компания выплатит деньги соседям на ремонт. Но надо очень внимательно читать договор, так как существует ряд случаев, не подпадающих под страховые. В частности, так называемые "коробочные" предложения включают крайне скудный список страховых случаев, да и страховые выплаты там чрезвычайно малы, на ремонт соседям (если еще и несколько квартир затопило) не хватит. Лучше ориентироваться на страховку, выплаты по которой составят не менее 500 тысяч.
Если собственник не заключал договор со страховой компанией, то необходимо обратиться к соседям, пострадавшим от затопления, и предложить урегулировать ситуацию мирным путем. Чтобы оценивать ущерб, причиненный заливом жилого помещения, нужно смотреть, когда уже ушла вода. Это поможет реально оценить ущерб. Также следует сделать снимки и согласовать с соседями цену возмещения ущерба.
Если собственник не заключал договор со страховой компанией, то необходимо обратиться к соседям, пострадавшим от затопления, и предложить урегулировать ситуацию мирным путем. Чтобы оценивать ущерб, причиненный заливом жилого помещения, нужно смотреть, когда уже ушла вода. Это поможет реально оценить ущерб. Также следует сделать снимки и согласовать с соседями цену возмещения ущерба.
4. Представим ситуацию: фирма устанавливала кондиционер, в ходе работ повредили трубу и залили соседей. Компания предлагает владельцу квартиры не платить за установку, если он откажется от претензий. Стоит ли так делать?
Обычно установка кондиционера обходится дешевле, чем восстановление отделки квартиры после ее затопления (особенно, если у соседей снизу дорогой ремонт). Еще нужно учитывать стоимость отделки вашей квартиры. Поэтому общий совет – не подписывать документы об отказе от претензий к фирме в обмен на бесплатные услуги по установке кондиционера или иного оборудования.
Если же утечка незначительна, и вы понимаете, что установка кондиционера стоит дороже, чем восстановление отделки, то можно согласиться на предложение фирмы и избежать расходов на возможные судебные разбирательства.
5. Нужно ли получать техпаспорт перед ремонтными работами?
Для осуществления ремонтных работ, в рамках которых не планируется перепланировка, снос стен или иная реконструкция, получение техпаспорта не требуется.
Однако собственник может обратиться в свою управляющую компанию и еще до начала работ узнать у сантехников, существуют ли какие-то особенности у системы коммуникаций дома, которые нужно учесть при ремонте. Так, в некоторых сериях домов трубы к батареям ведут в плитах перекрытий, а значит, сверлить пол нельзя, так как есть риск пробить трубу.
6. Кто виноват, если потекла батарея?
В первую очередь надлежит установить, относится ли участок инженерной системы водоснабжения, прорыв которого послужил причиной залива, к общему имуществу многоквартирного дома, и возлагается ли ответственность за такой прорыв на управляющую компанию.
В состав общего имущества включается стояки, ответвления от стояков, обогревающие элементы, системы горячего и холодного водоснабжения, в том числе элементы системы отопления, расположенные до первого запорно-регулировочного крана на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также до первого отключающего устройства.
Чтобы понять, принадлежит ли батарея собственнику квартиры или является общедомовым имуществом, нужно посмотреть, был ли у радиатора вентиль или кран. Иными словами, если протекание возникло после вентиля на радиаторе – собственность управляющей компании, до – собственника квартиры.
7. Куда обращаться, если затопили квартиру, где и как составлять акт?
Первым делом при потопе необходимо вызвать аварийную службу. Обязательно составляется акт между потерпевшими и причинившими вред. Акт подписывается всеми лицами, при необходимости указываются замечания (например, какие повреждения были до потопа).
Акт о затоплении составляется в произвольной форме по результатам осмотра жилья представителями УК (ТСЖ) с участием собственников квартир. Если кто-то отказывается от подписи, в текст документа вносится соответствующая запись. Проставляется дата составления акта и печать управляющей организации или ТСЖ.
В акте должна содержаться информация о собственниках, нанимателях жилых помещений, о представителях управляющей организации (ТСЖ). Если акт составляется без участия представителей управляющей компании, то указывается информация о жильцах – свидетелях. Кроме того, в акте фиксируются места и объемы затопления квартиры, повреждения имущества (приложением к акту могут быть фото- и видеоматериалы повреждений).
Обязательно необходимо зафиксировать причины затопления, причинно-следственную связь между повреждениями и причиной потопа.
По общему правилу, ответственным лицом за залитие квартиры соседей является собственник жилого помещения, поскольку именно он несет бремя содержания данного помещения.
Акт о затоплении составляется в произвольной форме по результатам осмотра жилья представителями УК (ТСЖ) с участием собственников квартир. Если кто-то отказывается от подписи, в текст документа вносится соответствующая запись. Проставляется дата составления акта и печать управляющей организации или ТСЖ.
В акте должна содержаться информация о собственниках, нанимателях жилых помещений, о представителях управляющей организации (ТСЖ). Если акт составляется без участия представителей управляющей компании, то указывается информация о жильцах – свидетелях. Кроме того, в акте фиксируются места и объемы затопления квартиры, повреждения имущества (приложением к акту могут быть фото- и видеоматериалы повреждений).
Обязательно необходимо зафиксировать причины затопления, причинно-следственную связь между повреждениями и причиной потопа.
По общему правилу, ответственным лицом за залитие квартиры соседей является собственник жилого помещения, поскольку именно он несет бремя содержания данного помещения.
8. Как лучше поговорить с соседями, на что обратить внимание?
В первую очередь рекомендуется незамедлительно связаться с соседями и известить их о случившемся. После чего о заливе жилого помещения необходимо сообщить в управляющую организацию или ТСЖ, вызвать их представителей для установления факта затопления квартиры, составить соответствующий акт.
Если залив произошел по вине владельца квартиры, стоит попробовать урегулировать неприятную ситуацию в досудебном порядке, путем заключения письменного соглашения между собственниками квартир, где отражается размер, порядок и сроки возмещения ущерба, а также ответственность сторон за нарушения обязательств по соглашению.
В противном случае разрешение данного вопроса в судебном порядке дает потерпевшему соседу право требовать с виновного лица не только сумму ущерба, но и расходы, понесенные стороной для определения размера причиненного ущерба.
9. Что делать если соседи решили нанять оценщика и подать в суд?
Если с соседями не удается договориться мирным путем (например, в связи с тем, что их финансовые претензии необоснованно высоки), готовьтесь к судебному разбирательству. Прежде всего вам необходимо присутствовать при осмотре квартиры (который обычно проводится управляющей компанией по заявлению пострадавшего собственника квартиры) и при оценке причиненного квартире ущерба. Это требуется для того, чтобы в акт об ущербе и отчет об оценке не вписали те повреждения, которые возникли не по вашей вине или которых не было (например, у соседа не было отделки из мрамора, но сосед покажет его осколки и заявит, что такая отделка была и она повреждена).
Материал подготовлен при участии адвоката Анны Минушкиной, адвоката АК "Бородин и Партнеры " Олеси Спиричевой, адвоката Тимура Баязитова, гендиректора управляющей и эксплуатирующей компании "Высотка-Сервис" Ксении Шанкиной, партнера "Первой юридической сети" Павла Курлата.