Нормативная температура воздуха в помещениях МКД
В таблице мы рассмотрели, какой должна быть температура в помещении, какие предусмотрены отклонения.
Температура воздуха в жилых помещениях в МКД должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 15 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.
В остальных помещениях температура регулируется в рамках законодательства о техническом регулировании. В частности, СанПиН 2.1.2.2645-10 (приложение 2).
Измерение температуры воздуха в жилых помещениях проводите в комнате, в центре плоскостей, отстоящих от внутренней поверхности наружной стены и обогревающего элемента на 0,5 м, и в центре помещения (точке пересечения диагональных линий помещения) на высоте 1 м. Если комнат несколько, то в наибольшей по площади жилой комнате. При этом измерительные приборы должны соответствовать требованиям пункта 6.9 ГОСТ 30494-2011. Такое правило закреплено в примечании к пункту 15 приложения 1 к Правилам.
Наименование |
Температура воздуха, °C |
|
допустимая |
оптимальная |
|
Холодный период года. Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8 °С и ниже (п. 2.13 ГОСТ 30494-2011). |
||
Жилая комната |
18–24 или не ниже 20, если комната угловая |
20–22 |
То же в районах наиболее холодной пятидневки (-31 °C и ниже) |
20–24 или не ниже 22, если комната угловая |
21–23 |
Кухня |
18–26 |
19–21 |
Туалет |
18–26 |
19–21 |
Ванная, совмещенный санузел |
18–26 |
24–26 |
Межквартирный коридор |
16–22 |
18–20 |
Вестибюль, лестничная клетка |
14–20 |
16–18 |
Кладовые |
12–22 |
16–18 |
Теплый период года. Период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха выше 8 °C (п. 2.12 ГОСТ 30494-2011). |
||
Жилая комната |
20–28 |
22–25 |
Правовая база
- ГОСТ Росстандарта от 12.07.2012 № ГОСТ 30494-2011ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
- Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 10.06.2010 № СанПиН 2.1.2.2645-10, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 10.06.2010 № 64Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10
300 тыс. руб. – такой штраф грозит УО за перетоп в МКД
УО из Московской области допустила перетоп — температура воздуха в помещениях МКД превысила нормативную. Теперь управляющей организации грозит штраф до 300 тыс. руб. Нарушения выявила областная ГЖИ в результате внеплановой выездной проверки. В инспекцию обратилась жительница МКД, недовольная высокой температурой в помещении.
После проверки инспекторы установили, что температура воздуха в комнатах квартиры заявительницы 26,3 °C при температуре наружного воздуха 10 °C. Хотя допустимая температура может варьироваться от 18 °C до 22 °C. Такие требования устанавливает постановление Правительства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД. То есть температура воздуха в квартире превысила нормативные требования более чем на 4 °C.
УО выдали предписание устранить нарушения и организовать безопасное проживание в МКД. В отношении УО также возбудили дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП — нарушение лицензионных требований. За такое нарушение грозит штраф до 300 тыс. руб. Контрольная проверка показала, что УО выполнила требования жителей и снизила температуру воздуха до нормативных показателей.
Как объяснить потребителям в МКД переплату за тепло?
Плата за тепловую энергию (отопление, тепло) составляет основную долю в оплате коммунальных услуг. Тем не менее мы часто выпускаем тепло через форточки, выбрасывая деньги "на ветер".
Теплоснабжающие организации в силу различных причин не могут обеспечить подачу в дома теплоносителя с параметрами, установленными температурным графиком. Причины создавшегося положения давно всем известны: это и неудовлетворительное состояние тепловых сетей, и требующее модернизации оборудование источников теплоснабжения. Причины субъективные, решению которых должного внимания не уделяется, а вопросы подачи в дома избыточного (перетоп) или недостаточного (недотоп) количества тепла фактически решаются за счет населения.
Нельзя сказать, что федеральная и региональная власть ничего не сделала, но принятое решение в определенной мере усугубило ситуацию. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ во всех многоквартирных домах (МКД) должны быть установлены общедомовые приборы учета тепла. В Санкт-Петербурге, например, такие приборы к началу 2013 года были установлены в 85% домов. Вышло постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
К чему это привело? Теперь жители домов без всяких возражений на абсолютно законной основе оплачивают все количество тепла, зафиксированное приборами его учета, в т. ч. избыточно поступившее.
Столь необходимый взаиморасчет, присущий рыночным отношениям, получился односторонним. Он определяет только количество тепла, отпущенное поставщиком потребителю, не учитывая при этом количество тепла, которое потребителю необходимо было предоставить. При таком подходе потребитель обязан оплачивать все излишне поступившее тепло и не может предъявить никаких санкций за недопоставленное в отдельные периоды тепло.
Расчет по приборам учета выгоден поставщику тепла и ущемляет интересы потребителей. При этом исключается мотивация теплоснабжающих организаций к ремонту тепловых сетей и модернизации источников теплоснабжения.
При рыночном подходе потребитель (население) не должен оплачивать избыточное тепло, а за недопоставленное должны применяться штрафные санкции. Под избыточным теплом понимается разница (плюсовая) между количеством поступившего по приборам учета и необходимым расчетным количеством тепла, под недостающим – плюсовая разница между необходимым расчетным количеством и количеством поступившего тепла по приборам учета.
Таким образом, для справедливой оплаты тепловой энергии на основе сопоставления количества поступившего тепла с необходимым количеством тепла по расчету региональные власти должны инициировать, обеспечить и легализовать подход к решению проблемы платы за тепло с учетом его расчетной потребности.
Властные органы инициировали установку ОДПУ тепла, причем за счет финансовых средств граждан. Именно из-за этого потребители вынуждены оплачивать стоимость излишнего количества тепла, поступающего в МКД. Инициаторы не до конца продуманных технических решений обязаны взять на себя их доведение до логического окончания. В данном случае должен быть не только обеспечен учет поступающего в дом количества тепла, но и определена потребность в его количестве.
Рассматривая вопрос с другой стороны, можно прийти к тому же выводу: возглавить и организовать подобную работу может и должен орган государственной власти. В Санкт-Петербурге, например, как и в других регионах, это прерогатива Жилищного комитета. Именно этот комитет призван защищать граждан от необоснованно завышенной платы за коммунальные услуги, в т. ч. от переплаты за излишнее тепло.
Кроме того, в данном вопросе затрагиваются интересы разных сторон. Теплоснабжающие организации устраивает существующее положение дел. Население находится на грани "нервного срыва" из-за высокой стоимости коммунальных услуг и готово отстаивать свое право на неоплату излишне поставленного тепла и штраф за его недопоставку, а у управляющих организаций в решении вопроса справедливой платы за тепло отсутствует какая-либо мотивация. Они и так не получают никакой финансовой компенсации за обеспечение домов коммунальными услугами, и дополнительная работа, не приносящая компании прибыль, их привлечь не может. А большинство МКД обслуживаются именно управляющими организациями.
В сложившейся ситуации при резком различии интересов сторон решение может быть принято на уровне региональных органов власти.