Регоператор по обращению с ТКО не обязан забирать ветки и строймусор с площадки накопления ТКО

Региональный оператор по обращению с ТКО не должен очищать от ТКО территорию, прилегающую к контейнерной площадке, а также вывозить крупногабаритный и строительный мусор с таких мест, которые не являются специально отведенными площадками для складирования КГО.
Оператор ТКО оспаривал штраф по ст. 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами). По мнению органа ГЖН, правонарушение доказывалось фотографией, на которой контейнерная площадка была завалена крупногабаритным мусором в виде веток, смета, мешков с листвой и ветками, частями мебели, строительным мусором.59
Отменяя штраф, суды указали на следующее:
- региональный оператор обязан осуществлять вывоз ТКО, в том числе крупногабаритных отходов (КГО), с контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО;
- поскольку в соответствии с п. 9 Правил № 1156 потребители должны складировать ТКО исключительно в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со схемой обращения с отходами, осуществлять складирование ТКО в иных местах, или вне контейнеров, или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, потребителям запрещено (п. 15 Правил № 1156);
- при этом складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования КГО (п. 11 Правил № 1156);
- однако в деле нет доказательств того, что спорная контейнерная площадка либо прилегающая к ней территория (то есть место предполагаемого нарушения, где обнаружены складированные ветки деревьев и строительный мусор) является специально отведенной площадкой для КГО;
- обязанность же по надлежащему содержанию контейнерной площадки и прилегающей к ней территории ни Правилами № 1156, ни иными нормативными правовыми актами на регионального оператора не возложена. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для сбора и накопления КГО и территории, прилегающей к месту погрузки ТКО, расположенных на придомовой территории, входящей в состав ОИ МКД, несут собственники помещений в доме;
- при этом из представленных органом ГЖН фотографий, являющихся приложением к актам инспекционного обследования, следует, что сами контейнеры не переполнены, от мусора очищены,
- значит, вывоз ТКО из контейнеров, размещенных на специально оборудованной площадке, региональным оператором производится надлежащим образом,
- и значит, факт складирования КГМ около спорных контейнерных площадок не позволяет оператора лицом, ответственным за данное нарушение,
- и значит, наличие объективной стороны вменяемого административного правонарушения не доказано.
- ВС РФ отказал органу ГЖН в пересмотре дела.
Определение Верховного Суда РФ от 14 апреля 2020 г. № 301-ЭС20–127