Верховный суд РФ оставил в силе требование о наличии акта передачи техдокументации на МКД как условия для "исключения" дома из реестра лицензий
Верховный Суд РФ отклонил административный иск об оспаривании подп. "г" п. 3 Порядка и сроков внесения изменений в региональный реестр лицензий, утв. приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. № 938/пр (Решение Верховного Суда РФ от 7 сентября 2020 г. № АКПИ20-535).
Пункт 3 Порядка устанавливает перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о внесении изменения в реестр лицензий (копию нового договора управления МКД и прочие), а спорная норма требует в случае "ухода" УК из МКД, в частности, прикладывать копию акта приема-передачи:
- технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов,
- ключей от помещений, входящих в состав ОИ в МКД,
- электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав ОИ,
- иных техсредств и оборудования, необходимых для эксплуатации дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД.
Основанием иска указано противоречие между спорным подпунктом и ч. 10 ст. 162 Жилищного кодекса, согласно которой УК передает ключи и документы лишь после прекращения договора управления МКД, в течение 3 рабочих дней с такого дня. Во всяком случае, именно из-за отсутствия акта приема-передачи документов и ключей ГЖИ Московской области отказала истцу – свежеиспеченному ТСЖ в исключении его собственного МКД из реестра лицензий.
Вероятно, административный истец руководствовался следующим – договор управления и само управление домом управляющей организацией не прекращаются, пока МКД числится в реестре лицензий за этой УК; а пока УК управляет домом и действует договор управления, она не вправе отдавать техдокументацию и ключи; а следовательно, внесение изменений в реестр лицензий становится технически невозможным.
Однако Верховный Суд РФ разъяснил, что отдавать ключи и документы в указанном случае нужно до исключения дома из реестра лицензий:
- обязанность УК передать техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением домом документы возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию МКД и соблюдению прав собственников помещений;
- выполнение управляющей организацией этой обязанности не обусловлено исключением сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ, равно как такое исключение не является основанием для прекращения деятельности управления МКД в случае, когда договор управления прекратил действие. При этом именно прекращение договора управления МКД является основанием для внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ;
- законодателем разграничены случаи внесения изменений в реестр лицензий в связи с прекращением договора управления МКД (ч. 2, ч. 3 ст. 198 ЖК РФ) и в случае исключения сведений в связи с невыполнением требований лицензиата (например, ч. 5-5.4 ст. 198 ЖК РФ);
- порядок прекращения деятельности по управлению МКД в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления домом;
- указанные в ЖК РФ основания для внесения необходимых изменений в реестр лицензий связаны с различными юридическими фактами, и, как следствие, их отличие определяет разное содержание прав и обязанностей субъектов данных правоотношений.