Госжилинспекция Чувашии

Портал ГИС ЖКХ — что это и для чего он нужен?

Портал ГИС ЖКХ — что это и для чего он нужен?

Система жилищно-коммунального хозяйства – больная тема для наших граждан. Буквально у каждого есть своя история, связанная с проблемами в этой сфере. Особенно часто звучат жалобы на то, что невозможно найти актуальную информацию по дому, неизвестно, куда подавать показания счетчиков, а также просто претензии на действия УК.

Оказывается, с 2017 года действует государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, где воедино собраны сведения от всех участников рынка ЖКХ: о состоянии расчетов и начислений за услуги, о показаниях приборов учета, о капитальном ремонте многоквартирных домов и т.д. Кроме того, через портал можно взаимодействовать с управляющими и ресурсоснабжающими организациями, ТСЖ, органами власти различных уровней, и даже проводить общедомовые собрания. Пока в Чувашии услугами ГИС ЖКХ пользуются далеко, возможно, это связано с тем, что многие просто не в курсе о его существовании, а если и знают о портале, то не знают о всех его возможностях. Мы попробовали разобраться в преимуществах ресурса вместе с государственным жилищным инспектором Чувашии Виктором Кочетковым.

 – Виктор Владимирович, раньше в Чувашии был свой республиканский портал ЖКХ, теперь ему на смену пришел другой – федеральный ГИС ЖКХ. Почему так произошло? В чем отличия старого портала от нового?

 – Еще в 2010 году правительство страны утвердило стандарты раскрытия информации для организаций, которые управляют многоквартирными домами, что было закреплено в постановлении от 23 сентября 2020 года № 731. В соответствии с данным постановлением в Чувашии создали региональный портал ЖКХ, который давал возможность потребителям получить доступ к информации по своему многоквартирному дому.

Но уже в 2014 году приняли Федеральный закон № 209-ФЗ, после чего была создана и введена в работу в тестовом режиме Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), а с 1 июля 2017 года она заработала в полную силу.

Одна из основных целей ГИС ЖКХ – облегчить и ускорить взаимодействие между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и коммунальных ресурсов и собственниками помещений в многоквартирных домах. Управляющие организации (УК, ТСЖ, ЖК, ЖСК) и ресурсоснабжающие организации обязаны размещать в системе информацию, объем которой закреплен в приказе Минстроя РФ и Минкомсвязи РФ № 74/114/пр. 

При этом для собственников регистрация в ГИС ЖКХ и ее использование – дело сугубо добровольное.

Каждая из систем, будь то портал ЖКХ или ГИС ЖКХ, создавалась в соответствии с требованиями того или иного нормативного документа. Но главное принципиальное отличие, что портал ЖКХ является все-таки региональной системой, а ГИС ЖКХ – федеральной (особенно удобно для жителей Чувашии, имеющих собственность за пределами республики). 

Кроме того, с 1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ является обязательным для управляющих и ресурсоснабжающих организаций, а вот требования об обязанности по размещению на портале ЖКХ утратили силу.

– Какие основные преимущества у ГИС ЖКХ? Насколько он прозрачен?

На сегодняшний день ГИС ЖКХ — это единый ресурс, где собираются данные о состоянии ЖКХ со всей страны и всех участников рынка.

При этом ГИС ЖКХ предлагает большой перечень информации для собственников помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так, система предлагает быстро, без дополнительных звонков и визитов в управляющую организацию, прямо из дома получить большой объем информации о (об):

— управляющей организации, договоре управления или уставе товарищества, перечне услуг и работ по содержанию дома;

— конструктивных элементах и инженерных сетях;

— начислениях и оплатах за жилищно-коммунальные услуги, расходах ресурсов;

— задолженности и возможностях ее погашения;

— состоявшихся общих собраниях собственников;

— фонде капитального ремонта;

— субсидиях, льготах и тарифах;

— совете многоквартирного дома и т.д.

Также стоит отметить, что за совершение нарушения порядка размещения информации в ГИС ЖКХ (неразмещение информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации) для управляющих и ресурсоснабжающих организаций предусмотрена административная ответственность.

 – Сколько человек уже являются пользователями этого портала? Сложно ли зарегистрироваться в ГИС ЖКХ?

 – По состоянию на 8 августа 2022 года количество зарегистрированных граждан в ГИС ЖКХ на территории Чувашии составляет 56 308 или 5,7 % от общего числа граждан старше 14 лет.

ГИС ЖКХ интегрирована с порталом госуслуг (www.gosuslugi.ru ), поэтому отдельная регистрация в системе не требуется — зайти можно через подтвержденную учетную запись. Для удобства пользования системой также есть специальное мобильное приложение для платформ iOS и Android.

 – Как можно подавать показания счетчиков в системе? Будут ли приходить квитанции? Как вообще реализуется механизм оплаты за жилищно-коммунальные услуги?

 – Действительно, ГИС ЖКХ предлагает жителям домов удаленную передачу показаний индивидуальных приборов учета и оплату жилищно-коммунальных услуг.

Для этого необходимо пройти регистрацию и уже затем «привязать» к личному кабинета лицевые счета по своему помещению в многоквартирном доме или жилому дому. После этого появится перечень подключенных лицевых счетов, по которым можно производить оплату.

Стоит отметить, что существует два варианта оплаты ЖКУ через ГИС ЖКХ – с комиссией банка и без комиссии.

Безкомиссионная оплата подразумевает плату через открытый кошелек «Виртуальный мир» при сумме перевода от 3 тысяч рублей, с комиссией можно оплатить любой картой банка. Размещение платежных документов в ГИС ЖКХ для управляющих и ресурсоснабжающих организаций является обязательным. В случае необходимости, потребитель может распечатать их.

 – А можно ли через ГИС ЖКХ пожаловаться на «нерадивых коммунальщиков», например, на свою управляющую компанию? И как это сделать?

 – Собственники помещений в многоквартирных домах не всегда довольны работой управляющих организаций или качеством коммунальных услуг, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями. И вы можете направлять жалобы и предложения управляющим организациям в электронной форме через ГИС ЖКХ. Кроме того, дополнительно можно прикрепить к обращению файлы, например, фотографии на которых запечатлен факт нарушения.

Подчеркну, обращение, сформированное в ГИС ЖКХ, соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» и является обязательным для рассмотрения.

 – Какой ещё есть функционал у портала, который был бы полезен обычному жителю?

 – Это возможность ознакомиться с принятыми на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решениями, оформленных соответствующим протоколом. Он доступен для просмотра собственникам помещений в доме, где проводилось голосование, администратору общего собрания собственников, инициатору голосования и организации, управляющей домом, а также в Личном кабинете надзорного органа (государственной жилищной инспекции).

Управляющие организации,  при получении протоколов от инициаторов собраний, обязаны разместить документы в ГИС ЖКХ не позднее пяти рабочих дней со дня направления подлинников решений.

  – Мы знаем, что у ГИС ЖКХ есть возможность проводить онлайн-собрания жильцов. Для чего это сделано? 

 – Проведение общих собраний собственников помещений многоквартирных домов в режиме онлайн-голосования, к сожалению, в Чувашии еще не получило широкого распространения. Так, в 2020-2021 годах всего было проведено девять виртуальных собраний.   

Но с учетом распространения короновирусной инфекции и вводимых локдаунов онлайн-голосование становится реальным механизмом для осуществления гражданами своих полномочий, связанных с управлением многоквартирными домами, без опасения быть инфицированным.   

Для проведения первого онлайн голосования в ГИС ЖКХ, за исключением голосования при непосредственном способе управления, не требуется предварительно проводить обычное классическое собрание.

Продолжительность голосования может составлять от 7 до 60 дней. Онлайн-голосование проводится без перерыва с даты и времени его начала и до даты и времени его окончания.

Онлайн-голосование в ГИС ЖКХ не отменяет право собственника выразить свое решение письменно и передать его администратору собрания.

Из безусловных плюсов можно отметить: прозрачность и удобство голосования для продвинутых собственников; возможность охватить собственников, проживающих удаленно, в других городах и странах; отсутствие счетных комиссий и секретарей. 

В заключение хочу сказать, что пока система, может быть, и не идеальна, и, бывает, иногда даже зависает. Но разработчики делают всё, чтобы она действовала нормально. В любом случае, призываю всех попробовать ГИС ЖКХ, потому что это, реально, удобно. Мы хотим, чтобы порталом пользовались, поэтому недавно запустили розыгрыш билетов из Чебоксар в Казань и обратно на «Валдае». До 14 августа зарегистрированные пользователи должны оставить комментарий под записью в ВК и отметить друга.



09 августа 2022
11:04
Поделиться