Владельцы нежилых помещений в МКД могут заключать «прямые» договоры по обращению с ТКО через уполномоченных ими лиц, в том числе ТСН
ТСН оспаривало 3 абз. п. 148.1 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 об обязательных «прямых» договорах об обращении с ТКО между собственниками нежилых помещений в МКД и региональными операторами по обращению с ТКО. По мнению ТСН, норма противоречит п. 4.4 ч. 2 ст. 44 и п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, поскольку безальтернативно предписывает собственникам нежилых помещений непосредственное заключение договоров по обращению с ТКО, в то время как решение указанного вопроса отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД (Решение Верховного Суда РФ от 14 марта 2023 г. № АКПИ23-25).
При этом в доме, которым управляет ТСН, услуга по обращению с ТКО предоставляется самим ТСН, для всех собственников оборудовано единое место накопления и складирования ТКО, приобретён бункер, учёт объёма ТКО осуществляется по объёму этого бункера и в полном объёме оплачивается региональному оператору по обращению с ТКО. Между тем решением арбитражного суда был удовлетворён иск регионального оператора по обращению с ТКО к одному из собственников нежилых помещений в доме о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, которая ранее уже была оплачена с расчётного счёта ТСН в пользу регоператора, при этом оспариваемое положение истолковано таким образом, что ТСН не имеет права производить учёт и оплату совокупного объёма ТКО многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, поскольку собственник нежилого помещения обязан был заключить договор по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд указал следующее:
- из содержания оспариваемого абз. 3 пункта 148.1 Правил, касающегося определения условий предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, следует, что собственник нежилого помещения в МКД заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО, при этом указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством РФ и законодательством РФ в области обращения с отходами производства и потребления;
- таким образом, оспариваемая административным истцом норма имеет отсылочный характер к гражданскому законодательству и законодательству в области обращения с отходами производства и потребления;
- из анализа данных законоположений в их системном единстве следует, что абз. 3 пункта 148.1 Правил не исключает возможность заключения собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме договоров на оказание услуг по обращению с ТКО через уполномоченных ими лиц, в частности товарищества собственников недвижимости, а следовательно, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.