Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики по итогам III квартала 2017 года
Анализ обращения граждан и юридических лиц
Основной задачей Госжилинспекции Чувашии в сфере жилищно-коммунального хозяйства является контроль качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, которые включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению, в соответствии с обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В настоящее время Инспекция осуществляет 28 функций, оказывает 2 государственные услуги.
Основу системной работы Инспекции по осуществлению контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг составляет работа с обращениями граждан.
Рассмотрение обращений в Инспекции осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Анализ работы Инспекции показывает, что, несмотря на профилактические мероприятия по пресечению и устранению выявленных нарушений, в течение последних лет отмечается значительный рост обращений граждан в Инспекцию с жалобами на неудовлетворительное оказание жилищно-коммунальных услуг.
Основными причинами роста количества обращений являются слабая работа с населением управляющих компаний (ТСЖ, жилищных кооперативов), а зачастую и просто игнорирование жалоб граждан и все более возрастающее доверие граждан к Госжилинспекции Чувашии как к органу, позволяющему сдвинуть дело с мертвой точки и решить вопросы, которые не решались годами.
Всего за 3 квартал 2017 года в Госжилинспекцию Чувашии поступило от юридических лиц и граждан 4310 граждан, в том числе 1468 обращений граждан, что на 4% больше чем за аналогичный период в 2016 году – 1406, и на 35,5% чем в 2015 году – 1083. Также 2842 обращений юридических лиц, что что на 25% больше чем за аналогичный период в 2016 году – 2274, и на 51% чем в 2015 году – 1886.
Анализ тематики обращений показывает, что преобладающее количество обращений затрагивает вопросы содержания и эксплуатации жилищного фонда. В составило более 60,32% от общего количества. Можно выделить жалобы граждан на неудовлетворительную работу управляющих организаций в части содержания многоквартирных домов (протечки кровли, необходимость проведения работ по ремонту инженерных коммуникаций, систем отопления, водоснабжения, водоотведения, ремонт в подъездах, некачественная уборка в подъездах и т.д.), на непредоставление (некачественное) предоставление коммунальных услуг населению. Еще одна многочисленная группа вопросов касается споров непосредственно между собственниками помещений в многоквартирных домах (перепланировка, захват мест общего пользования, затопление, работа мусоропровода, курение в подъезде).
По каждой жалобе на неудовлетворительное техническое состояние домов специалистами Инспекции проводятся выездные проверки в отношении управляющих организаций.
На втором месте – обращения по вопросам порядка расчета платежей за ЖКУ. 30,94%.
8,74% обращения касались вопросов, требующих контрольных мероприятий в части проверки легитимности тех или иных действий организаций и граждан, а также разъяснений правового характера (легитимность общих собраний собственников по выбору или смене управляющей организации, заключение договоров управления многоквартирными домами и иных договоров, обеспечивающих управление МКД, правомерность создания и хозяйственная деятельность ТСЖ).
Наибольшее количество писем в за 3 квартал 2017 г. поступило из г. Чебоксары – 869, или 59% от общего их числа, г. Новочебоксарска – 201 (14%), г. Канаша – 128 (9%). От жителей гг. Алатыря и Шумерли поступило соответственно 42 и 44 обращений. Количество обращений из муниципальных районов составило 184, или 12%.
Жилищный надзор, лицензионный контроль
Отдел государственного жилищного надзора Госжилинспекции Чувашии (далее- Отдел) осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Чувашской Республики, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и законодательства Чувашской Республики; осуществляет региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль; осуществляет рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов власти и органов местного самоуправления в порядке и сроки, установленные действующим законодательством; проводит проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ-294).
Также отдел осуществляет мониторинг технического состояния многоквартирных домов; осуществляет подготовку отчетов, справок по результатам проверок; подготовку информации о состоянии жилищного фонда, качества подготовки жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период, осуществляет подготовку проектов ответов на запросы государственных органов Российской Федерации и Чувашской Республики, муниципальных образований, а также учреждений, организаций и граждан; осуществляет проведение консультаций граждан по вопросам, относящимся к компетенции отдела; принимает меры по выявлению, устранению и предупреждению правонарушений, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
На основании ФЗ- №294 и ст.20, 196 Жилищного кодекса РФ проводятся внеплановые и плановые мероприятия по контролю. Плановые мероприятия по контролю проводятся согласно разработанного графика. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании обращений.
Отделом в 3-ем квартале 2017 года проведено 506 мероприятий по контролю. В том числе: 91 мероприятие по жилищному надзору, 415 мероприятий по лицензионному контролю. Проведено 2 плановые проверки по жилищному надзору и 2 плановые проверки по лицензионному контролю. В отношении физических лиц проведено 26 проверок, 23 проверки проведено с органами прокуратуры по жилищному надзору, по лицензионному контролю 83. Проведена проверка исполнения ранее выданных 5 предписаний по жилищному надзору, 100 по лицензионному контролю.
За данный период обследован жилищный фонд на площади 3 535 кв.м в том числе: 516 тыс.кв.м по жилищному надзору, по лицензионному контролю на площади 3 019 тыс. кв.м.
По результатам проведенных мероприятий которых выявлено 461 нарушение: в том числе 448 нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, 19 нарушений обеспечения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, 10 нарушений правил пользования жилыми помещениями.
Выдано 250 предписаний на устранение выявленных нарушений, в том числе:29 предписаний по жилищному надзору, 221 предписание по лицензионному контролю. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 72 административных дел. В том числе 9 административных дел в отношении физических лиц по ст. 7.21 КоАП РФ, 45 административных дел в отношении должностных лиц, 18 административных дел в отношении юридических лиц по ст. 7.22, 7.23, ч.1 ст.7.23.2, ч.2 ст.14.1.3, ч.2 ст. 19.4.1, ч.1 ст.19.5, ч.24 ст.19.5 КоАП РФ, ч.1 и ч.2 ст. 14 Закона Чувашской Республики об административных правонарушениях.
В целях своевременной и качественной подготовки объектов топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы Чувашской Республики к работе в зимних условиях, а также устойчивого и безаварийного проведения отопительного периода 2017/2018 года, Кабинетом Министров Чувашской Республики принято постановление №180 от 12.05.2017 г. «Об обеспечении устойчивой работы топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2017/2018 года» (далее по тексту – Постановление). Во исполнение указанного Постановления, отделом разработан график проведения мероприятий по контролю с июня по сентябрь месяцы текущего года. Разработанный график предоставлен в Прокуратуру Чувашской Республики и в органы местного самоуправления Чувашской Республики, а также был размещен на сайте Госжилинспекции Чувашии.
Контроль за ходом подготовки к отопительному сезону осуществляется с выездом на место. При этом в каждом муниципальном образовании и городском округе контрольные мероприятия проводятся как по разработанному графику, так и по обращениям граждан и органов прокуратуры. В соответствии с утвержденным графиком жилищный фонд в муниципальных образованиях проверялся 2 раза, а при необходимости (при отставании от графика) и более раз.
В соответствии с разработанным графиком совместно с представителями органов прокуратуры районов и городов проведены проверки по всем районам и городам Чувашской Республики, обследован жилищный фонд на площади 8 200 тыс.кв. м.
Отделом по подготовке к отопительному сезону проведено 58 проверок, в том числе управляющих компаний 41 и 7 ТСЖ. По результатам проведенных мероприятий возбуждены 39 административных дел в отношении должностных лиц управляющих организаций, 1 административное дело отношении должностного лица ТСЖ по ст. 7.22, 7.23, ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Также отделом проведено техническое обследование конструктивных элементов и инженерных сетей 265 многоквартирных домов, включённых в краткосрочную программу капитального ремонта на 2018 год в соответствии со ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации. Информация о проведенных обследованиях направлена в Минстрой Чувашии.
Дополнительно в 2017 году проведен мониторинг в 158 многоквартирных домах по поступившим в адрес Инспекции обращениям юридических лиц и граждан.
В целях усиления государственного контроля за качеством жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и предотвращения случаев предоставления таких помещений с нарушением параметров качества, Госжилинспекцией Чувашии, во исполнение поручения заместителя министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса от 30.10.2015 № 35321-АЧ/04, за период с 01.01.2017г. по 09.10.2017г. проведена проверка в восьми многоквартирных домах введенные в эксплуатацию сроком до 09 октября в 2017 года. За данный период (2 дома по программе 3 этапа 2016г.) Инспекцией проведены проверки по следующим адресам: г. Мариинский Посад, ул. Котовского д. №41/1; Ибресинский район, пгт Буинск, ул. Горняка д. №11.
В 2017 году по программе 4 этапа проведена проверка по 6 многоквартирным домам. В августе 2017 проведена проверка по ул. Геологическая п. Кугеси, Чебоксарского района, Чувашской Республики (разрешение на ввод №21-21516308-14-2017 от 29.08.2017г. В октябре 2017г. проведена проверка по следующим адресам г. Чебоксары: мкр Соляное д. №12, ул. Л. Комсомола д. №37 корп. 1, ул. Б. Хмельницкого д.49, ул. Магницкого д. №10, ул. П. Коммуны д. №2.
По результатам проверки составляется акт визуального осмотра многоквартирного дома и жилых помещений предоставленных для переселения по установленной форме.
При проверке осуществляется визуальный осмотр построенного дома в целях выявления критических и значительных дефектов в соответствии с разработанной формой.
Отделом информация о результатах проведенных мероприятий по контролю ежемесячно направляется в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, также информация предоставляется Минстрой Чувашии, для устранения выявленных нарушений.
В третьем квартале 2017 года специалистами отдела рассмотрено 707 письменных обращений граждан, что на 5% больше чем за 2016 год (670 обращения). Рост количества обращений, связан с тем, что управляющими организациями несвоевременно принимаются меры по устранению нарушений, не выполняются заявки от населения, в некоторых случаях заявки даже не регистрируются и т.д. Не достаточно ведется разъяснительная работа с населением по содержанию и ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Проведенный анализ показывает, что из общего количества обращений 75 % составляет нарушения правил содержания и ремонта (протечки с кровель многоквартирных домов, неисправность инженерного оборудования, засоры, подтопления подвалов хозфекальными стоками, дератизация, дезинсекция, уборка, невыполнение заявок и т.д.); 10 % (в зимний период данный показатель составляет до 25%) содержат вопросы по некачественному предоставлению коммунальных услуг (несоответствие температуры горячей воды в точках водоразбора, в зимний период несоответствия температуры воздуха в отапливаемых помещениях), 5% правил пользования жилыми помещениями (перепланировки и переустройства), 10% другие вопросы (разъяснения).
Наибольшее количество проверок по обращениям граждан проведены в отношении управляющий компаний ООО «Управление ЖКХ» г. Алатырь, МУП «Чистый город» МО «г. Канаш ЧР» г. Канаш, ООО «Теплый дом», ЗАО «Южный», ООО «УК «Текстильщик», ООО «Вертикаль», ООО УК «Атал» г. Чебоксары, МУП «УК в ЖКХ г. Новочебоксарк», ООО «УК ЖКХ» г. Новочебоксарск.
В целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирных домах управляющим организациям необходимо своевременно выполнять поступившие заявки от населения, провести регулярные осмотры домов, при выявлении неисправностей немедленно принять меры по устранению, заключать договора со специализированными организациями, соблюдать правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда.
Расчет палаты за жилищно-коммунальные услуги
Госжилинспекцией Чувашии осуществляется государственный жилищный надзор и лицензионный контроль за соблюдением обязательных требований к соблюдению условий договоров управления многоквартирными домами, к определению размера платы граждан за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
За 9 месяцев 2017 года в Инспекцию поступило 4962 обращений граждан, в том числе 1468 обращений в 3 квартале 2017 г. Из общего количества поступивших обращений в 1,5 тысячах жалоб содержались вопросы обоснованности порядка начисления платы за ЖКУ, соблюдения договоров управления МКД. Кроме того из различных органов власти, из органов прокуратуры, от юридических лиц в Госжилинспекцию поступило почти 8,5 тыс.писем, в том числе 4310 тысяч обращений граждан и юридических лиц в 3 квартале 2017 г.
На основании поступивших обращений при наличии оснований Инспекцией проводятся проверки. В ходе проведения мероприятий по осуществлению лицензионного контроля за 9 месяцев 2017 г. по вопросу обоснованности порядка расчета платы за ЖКУ Инспекцией проведено 234 проверки, в том числе в 3 квартале 2017 г. - 81 проверку. В ходе проверок выявлено 161 нарушение порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги и раскрытия информации, нарушений условий договоров управления МКД, из них в 3 квартале 55 нарушений. На устранение выявленных нарушений выдано 147предписаний, в результате исполнения которых произведен перерасчет (возврат) платы за жилищно-коммунальные услуги на сумму 2 млн 490 тыс. руб.
Основные факты нарушений, которые выявила Госжилинспекция Чувашии, следующие:
- нарушения при начислении платы за отопление (неверно определяются объемы тепла на отопление);
- нарушения при начислении платы за ГВС
-УК в одностороннем порядке увеличивают плату за содержание жилого помещения, не утверждая ее собственниками помещений МКД,
- нарушения при включения расходов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в плату за содержание жилого помещения с января 2017 года, а именно, учитывают площади чердачных и подвальных помещений, которые не указаны в технических паспортах на дом, не производят возвраты коммунальных ресурсов на СОИ в случае, когда фактический объем потребления ресурсов по дому был ниже нормативного расхода).
- незаконно включают в ПД на оплату ЖКУ дополнительные расходы «Вывоз ТКО».
- нарушения при начислении взносов на капитальный ремонт.
(ООО «Теплый дом», ООО «Вертикаль», ООО «Сельский комфорт», МУП УК в ЖКХ, ООО УК ЖКХ г.Новочебоксарска, ООО «Наш дом» и ООО «Система управления» г.Шумерли).
Кроме того в рамках осуществления регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определению размера и внесению платы за коммунальные услуги за 9 месяцев 2017 г. проведено 94 проверки ТСЖ и 7 проверок в отношении НО «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», в том числе за 3 квартал –18 и 1 проверка соответственно.
В ходе проверок выявлено 73 нарушения порядка начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт, из которых 22 выявлено в 3 квартале.
На устранение выявленных нарушений выдано 47 предписаний (12 в 3 квартале) с требованием произвести перерасчет (возврат) платы за жилищно-коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. В результате исполнения предписаний потребителям произведен возврат на сумму217,6 тыс. руб.
Только по вопросам обоснованности определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги Инспекцией за 9 месяцев текущего года гражданам и юридических лиц направлено около 3000 ответов.
Материалы проверки для привлечения виновных лиц к административной ответственности по ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ направляются в Управление Роспотребнадзора по Чувашии.
С начала года в Управление Роспотребнадзора направлено 24 материала:
-г.Чебоксары
ООО «Байконур Сервис», ООО УК ЖКХ «Инженер», ООО «Мирный-1», ООО УК «Родник», ООО «Вертикаль», ООО «УК «Управдом», ООО «Жилкомсервис-1», ГО ЖСК (ЖСК «Мечта»), ООО «УК «Уют», ТСЖ «Шанс»
- Новочебоксарск
ООО НПП «Мотокон», ООО УК «Спутник», ООО «Колесница», МУП УК в ЖКХ, ООО "УК ЖКХ" Новочебоксарск, ООО «УК «Сельский комфорт», ООО «УК «ЧЭСК»,
-Цивильск
ООО «Мой дом»
-Мариинский Посад
ООО «Компания «Сервисные технологии», ООО УК «Центр».
Управлением Роспотребнадзора г.Новочебоксарска должностные лица МУП УК в ЖКХ, ООО "УК ЖКХ" Новочебоксарск, ООО «УК «Сельский комфорт», ООО «УК «ЧЭСК» привлечены к административной ответственности.
Инспекцией также систематически проводились проверки в отношении лицензиатов, имеющих большую задолженность перед РСО.
За 9 месяцев 2017 г. Госжилинспекцией Чувашии проведено 36 проверок (в 3 квартале - 20 проверок) соблюдения условий договоров управления МКД по обеспечению потребителей коммунальными услугами и соблюдения договоров ресурсоснабжения, заключенных с РСО следующими управляющими организациями (далее – УК): ООО «УКС Треста 5», ООО «РЭУ», ООО «УК «Надежный», ООО «УК ЖКХ Сервис», ООО «Алста», ООО «Жилкомсервис – 1», ООО «Камал», ООО «УК Лапсарская», ООО «Мирный», ООО «УК «Садовник», ЗАО «Южный» (2 проверки), ООО УК «Сфера», ООО «УК ЖКХ «Инженер», ООО «Жилкомсервис-1», ООО «УК «Центральная», ООО «Текстильщик» , ООО Благо, ООО УК Управдом, ООО "УК "Рассвет" г.Чебоксары,
ООО «УК ЖКХ» г. Новочебоксарск (2 проверки), АО «Чувашская энергосбытовая компания» (г.Новочебоксарска), ООО "УК "Спутник";
ООО «Наш дом» (г.Шумерля) (3 проверки), ООО «Система управления» г.Шумерля (2 проверки).
По итогам проверок выявлено 42 нарушения со стороны 27 УК, (в 3 квартале -24), которые выразились в неполной и несвоевременной оплате за потребленные коммунальные ресурсы, ненадлежащей работе по взысканию задолженности за коммунальные услуги с населения.
Принятые меры по результатам проведенных проверок:
В целях устранения выявленных нарушений Госжилинспекцией за 9 месяцев выдано 24 ( в 3 квартале 12) предписания на проведение мероприятий:
- по сокращению задолженности перед РСО во исполнение условий договоров ресурсоснабжения;
- по взысканию задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги с потребителей коммунальных услуг (населения).
За 9 месяцев 2017 года в отношении 1 юридического лица ООО "УК ЖКХ" Новочебоксарск составлен 1 протокол за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.ст.7.23.3 КоАП РФ (Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). В соответствии с КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
В связи с неисполнением предписаний, выданных Госжилинспекцией Чувашии за 9 месяцев 2017 г. в отношении 2 юридических лиц (ООО «УКС Треста 5», ООО «УК «Надежный», ООО «Реал Люкс) составлено 5 протоколов, в отношении должностного лица 1 протокол за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.24 ст.19.5 КоАП РФ.
В отношении 1 юридического лица (ООО «Ядринжилремсервис) составлен 1 протокол за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. (неисполнение предписания).
Судами приняты решения о наложении административных штрафов на общую сумму 665 тыс.руб.
Материалы проверок для принятия мер прокурорского реагирования и привлечения виновных лиц к ответственности, направлены в органы прокуратуры, а также в Министерство внутренних дел по Чувашской Республике.
Контрольные мероприятия по лицензионному контролю
За третий квартал 2017 года в рамках государственного жилищного надзора в отношении ТСЖ, ЖК, ЖСК проведено 5 проверок, в результате которых выявлено 15 нарушений требований жилищного законодательства, в том числе требований законодательства о раскрытии информации, к порядку принятия собственниками помещений решений о выборе способа управления и выборе управляющей организации, правомерностью создания товариществ собственников жилья, соответствием устава товарищества собственников жилья требованиям жилищного законодательства, выданы предписания на устранение выявленных нарушений жилищного законодательства.
В ходе проведения контрольных мероприятий по лицензионному контролю за третий квартал 2017 года отделом проведено 10 проверок управляющих организаций, выявлено 6 нарушений лицензионных требований, по всем выявленным нарушениям выданы предписания для их устранения. За нарушение лицензионных требований (часть 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации) привлечены к административной ответственности ООО УК «Сельский комфорт» и его должностное лицо.
За третий квартал 2017 года поступило 5 заявлений о предоставлении лицензии от вновь созданных управляющих организаций, лицензионной комиссией Чувашской Республики по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами проведено 2 заседания,проведен квалификационный экзамен на знание законодательства в сфере управления многоквартирными домами у 5 претендентов.
Сведения о выданных лицензиях включаются Госжилинспекцией Чувашии в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Чувашской Республики, а также размещаются в Государственной информационной системе ЖКХ.
За третий квартал 2017 года сотрудники отдела приняли участие в 97 судебных заседаниях об оспаривании ненормативных правовых актов, решений ГЖИ (актов проверок, предписаний, постановлений о привлечении к административной ответственности).
Так например, в арбитражном суде Чувашской Республики находятся на рассмотрении 36 дел по заявлениям управляющих компаний об оспаривании предписаний с требованием перерасчета (возврата) расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества МКД, включенных в плату за содержание жилого помещения исходя из разницы между фактическим объемом потребления коммунального ресурса на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета и нормативным объемом потребления коммунального ресурса с учетом изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регламентирующее перенос платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды из коммунальных услуг в стоимость содержания общего имущества постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года №1498.
Сотрудники отдела совместно с отделом контроля начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги принимают участие в судебных заседаниях по данным делам, в настоящее время решение принято по одному делу в пользу Инспекции, предписание оставлено без изменения.
Возбуждение и рассмотрение дел по административным правонарушениям
С начала осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами управляющими компаниями на основании лицензии (с 01.05.2015), Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Так, начала действовать новая статья 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающая ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В связи с этим необходимо учесть, что управляющие компании, их должностные лица за нарушение правил содержания многоквартирных домов с 01.05.2015 должны привлекаться к административной ответственности именно по ст. 7.23.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.22 КоАП РФ, как это было ранее.
Также Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ введена ст. 14.1.3 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна.
При этом в соответствии с требованиями ст. 23.1 дела об административных правонарушениях по ст.ст. 7.23.3, 14.1.3 КоАП РФ рассматриваются мировыми судьями.
Необходимо отметить, что в соответствии с вышеназванными статьями КоАП РФ за нарушение жилищного законодательства значительно увеличены штрафы для должностных лиц управляющих компаний и юридических лиц.
Так, привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей; по ст. 14.1.3 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, с 01.05.2015 утратила силу ст. 7.23.1 КоАП РФ (нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами).
Таким образом, с 01.05.2015 управляющие компании за нарушение требований законодательства о раскрытии информации могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 198 Жилищного кодекса РФ в случае, если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Госжилинспекция Чувашии является одним из органов административной юрисдикции, должностные лица которого имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Так за III квартал 2017 года Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики рассмотрено 83 дела об административных правонарушениях, по которым наложено административных штрафов в размере 318 тыс. рублей.
За III квартал 2016 года рассмотрено 66 административных дел об административных правонарушений и наложено административных штрафов на сумму 451 тыс. рублей.
За аналогичный период 2015 года рассмотрено 57 административных дел, наложено штрафов на сумму 504 тыс. рублей.